Роль оборонных специальностей в развитии кадрового и научно-инновационного сотрудничества с отраслевыми организациями - page 4

В.В. Селиванов, С.В. Ладов, В.Г. Черный
4
ссылаются на постановление Правительства РФ от 9 июня 2010 г. № 421
«О целевом обучении специалистов и научных работников для пред-
приятий ОПК страны». В своем докладе «О новой системе подготовки
кадров для оборонной промышленности» на заседании Военно-про-
мышленной комиссии при Правительстве РФ министр образования и на-
уки РФ рассказал о создании проекта программы подготовки и перепод-
готовки кадров для организаций ОПК на 2013−2020 гг., на реализацию
которой планируется выделить около 40 млрд руб. (одна половина
средств из бюджета страны, другая — за счет софинансирования от
организаций и предприятий ОПК) [8]. Планируется ввести контрактную
целевую форму подготовки в специальных «кластерах» (объединениях
профильных и высших образовательных учреждений по отраслям и на-
правлениям профильной деятельности с учетом специфики регионов).
На базе ведущих вузов будет создано не менее 20 отраслевых образо-
вательных кластеров, в которых будет осуществляться многоуровневая
подготовка: от уровня профессионально-технического училища (ПТУ)
до получения самого высокого по мировым меркам образования [8].
Соответственно, будут разработаны новые образовательные программы
подготовки и переподготовки кадров на основе интеграции образо­
вательной, научно-исследовательской, конструкторской и технологи­
ческой деятельности.
Что из этого получится, пока сказать трудно. Однако нетрудно про-
следить тенденцию возврата к хорошо забытому старому принципу,
когда в отрасли существовала стройная система подготовки кадров по
схеме «ПТУ — техникум — институт» с плановым распределением
студентов по предприятиям. В качестве основного аргумента против
распределения выпускников обычно приводится ссылка на положение
Конституции РФ о праве свободного выбора рода деятельности граж-
данином России. Но, во‑первых, абитуриент при поступлении уже вы-
брал род деятельности, подав документы на соответствующую ка­федру.
Во‑вторых, получив качественное высшее образование на бюджетной
основе, выпускник фактически освобождается от каких-либо обяза-
тельств перед государством. Не случайно многие специалисты оказы-
ваются на предприятиях, далеких от сферы ОПК, а то и на зарубежных
фирмах. Это касается всех выпускников, включая целевиков. В общем
виде предложение о закреплении специалистов на конкретном пред-
приятии по окончании вуза как минимум на три года следует всячески
поддерживать. Однако опыт работы с предприятиями Департамента
обычных вооружений, боеприпасов и спецхимии Минпромторга РФ
и ряда государственных корпораций (ГК) указывает на то, что не все
еще здесь отработано достаточно четко. Во‑первых, число целевиков
недостаточно велико и составляет менее 20 % абитуриентов, поступаю­
щих на указанные выше оборонные специальности. Во‑вторых, кон-
1,2,3 5,6,7,8,9,10,11,12
Powered by FlippingBook