Роль оборонных специальностей в развитии кадрового и научного сотрудничества
3
дентов по оборонным специальностям в ряде ведущих вузов страны
и, как следствие, к потере в перспективе, например, целой боеприпас-
ной отрасли.
Необходимо учитывать тот очевидный факт, что физические про-
цессы функционирования систем вооружения, средств поражения и бое
припасов практически не поддаются моделированию. Для качествен-
ного обеспечения учебного процесса, связанного с изучением взрыва
и высокоскоростного удара, горения порохов и ракетных топлив, функ-
ционирования автоматизированных и роботизированных систем воору-
жения и систем управления высокоточным оружием, требуется сложное
дорогостоящее лабораторное оборудование, проведение полигонных
и производственных практик, обеспечение режимных условий. Все это
зафиксировано в утвержденных ФГОС ВПО по названным специаль-
ностям 170100 и 170400.
Невключение этих оборонных специальностей в перечень приори-
тетных отразилось даже на размерах стипендий студентов и аспирантов,
а аспирантам не увеличили срок обучения до четырех лет, как это было
сделано для большинства технических специальностей, в том числе
близких по специфике авиационного и ракетно-космического направ-
лений. В то время, когда со стороны Президента РФ, заместителя пред-
седателя Правительства РФ, курирующего ОПК страны, министра обо-
роны и руководителей ОПК звучат призывы и конкретные указания по
усилению работы с кадрами для оборонных отраслей промышленности,
по выделению финансовых средств на эти мероприятия, по адресной
поддержке ряда отраслей, в частности боеприпасной, чиновники Ми-
нистерства образования и науки РФ не предпринимают никаких мер
для исправления сложившейся ситуации.
Еще одним спорным моментом, не способствующим популярности
у абитуриентов оборонных специальностей по направлению воору-
жения, военной техники и боеприпасов, стало решение Министерства
обороны РФ исключить данные специальности из блока военной под-
готовки в Университете. Неужели стране не нужны офицеры запаса,
прекрасно знающие военную технику? Между тем фактор военного
обучения для студентов тех же кафедр СМ‑4 и СМ‑6 может и должен
рассматриваться как фактор их профессиональной подготовки. В связи
с этим хочется напомнить слова академика С.В. Илюшина о том, что
«без знаний эксплуатации техники не может быть инженера». Поэтому
остается надеяться на обещание нынешнего министра обороны РФ
С.К. Шойгу, сделанное при посещении им МГТУ им. Н.Э. Баумана,
исправить данное положение.
В последнее время в качестве одной из мер по улучшению эффек-
тивности подготовки кадров для ОПК декларируется целевая подготовка
специалистов для конкретных предприятий и организаций. При этом