В.В. Селиванов, С.В. Ладов, В.Г. Черный
6
коллективов, в которых молодые ученые, аспиранты и студенты рабо-
тают с наиболее результативными исследователями старших поколений;
●
закрепление в сфере науки, образования и производства научных
и научно-педагогических кадров, обеспечение временного и постоян-
ного трудоустройства, развитие социального партнерства в решении
вопросов жилищного фонда, содействие в социально-направленной
деятельности студентов.
Конкретная реализация заключенного Соглашения началась
в 2012 г., когда стали регулярными рабочие поездки представителей
кафедр НУК СМ на полигон; активизировалось участие сотрудников
Университета в научно-исследовательских и опытно-конструкторских
работах (НИОКР), проводимых в ФКП «НИИ «Геодезия» (в настоящее
время уже ведется ряд работ с достаточно неплохим финансированием),
определились с проведением лабораторных работ на полигоне. В част-
ности, для студентов кафедры СМ‑4 по дисциплине «Действие боепри-
пасов» в настоящее время проводятся три комплексные лабораторные
работы по фугасному, кумулятивному и осколочному действию боепри-
пасов, включающие посещение музея образцов изделий отрасли (сту-
денты выезжают в г. Красноармейск на целый день).
Примерно в том же направлении развиваются связи кафедры СМ‑6
МГТУ им. Н.Э. Баумана с такими авторитетными предприятиями рос-
сийского ОПК, расположенными в Московской области, как ОАО «На-
учно-производственная корпорация «Конструкторское бюро машино-
строения» (ОАО НПК «КБМ») в г. Коломне и ФНПЦ «ЦНИИточмаш»
в г. Климовске. Следует отметить, что использование производственной
и полигонной базы предприятий отрасли в учебном процессе для обо-
ронных кафедр является не только фактором улучшения качества под-
готовки специалистов, но и ее необходимым условием. Изучение физи-
ческих процессов в оружии в настоящее время немыслимо без натурных
исследований указанных процессов, что может обеспечить только со-
временное предприятие. Проведение даже простейших лабораторных
работ по изучению оружия и средств поражения в вузовских лаборато-
риях в условиях города практически исключено. Обеспечение непосред-
ственного участия отрасли в учебном процессе достигается работой
филиалов кафедр оборонного профиля на соответствующих предприя-
тиях, где эффективно можно проводить циклы лабораторных работ,
учебные, технологические и эксплуатационные практики, привлекать
студентов-старшекурсников (в первую очередь целевиков) к работе кон-
структорских и исследовательских отделов, цехов опытного производ-
ства, полигонов и испытательных станций.
Для повышения эффективности такой работы следует подумать
о придании филиалам кафедр официального статуса с предоставлением