деформации и разрушение ударников при взаимодействии с камени-
стой преградой, если его скорость не превышает 1600. . . 1800 м/с. С
учетом данного обстоятельства рационально пойти на снижение числа
Циолковского до значения
Z
1
. Как следует из рис. 3,
в, г
, максималь-
ная глубина проникания при этом снижается незначительно (не более
чем на 5% по сравнению со случаем
Z
2
). В то же время скорость,
приобретаемая ударником в результате действия реактивного импуль-
са, при
Z
1
оказывается в допустимых пределах. Время сообщения
импульса реактивной тяги, обеспечивающее максимум глубины про-
никания в прочную каменистую преграду, при
Z
1
t
r
/t
p
0
0
,
5
для
v
0
= 1000
м/с и
t
r
/t
p
0
0
,
7
для
v
0
= 2000
м/с.
Как и при проникании в малопрочный грунт (см. рис. 3,
а, б
), в
случае прочной каменистой преграды чересчур раннее действие реак-
тивного импульса может приводить к снижению глубины проникания
ударника по отношению к глубине проникания в отсутствие реак-
тивного доразгона. Данный эффект проявлялся при начальной скоро-
сти взаимодействия
v
0
= 2000
м/с (рис. 3,
б
) для чисел Циолковского
Z
1
.
Характер изменения с течением времени скорости и глубины
проникания ударников при различных временах срабатывания ре-
активного двигателя для случая малопрочной грунтовой преграды
(
C
= 10
МПа) показан на рис. 4. Видно, что в случае срабатывания
двигателя в самом начале проникания (
t
r
/t
p
0
= 0
,
1
) приобретенная
ударником за счет реактивного импульса скорость впоследствии бы-
стро падает из-за уменьшения массы ударника. В результате глубина
проникания оказывается меньше, чем без реактивного импульса. Дей-
ствие же реактивного импульса на заключительной стадии проникания
(
t
r
/t
p
0
= 0
,
8
) дает заметный эффект.
Рис. 4. Динамика проникания ударников в малопрочную грунтовую преграду
при начальной скорости
v
0
= 2000
м/с и различных режимах сообщения реак-
тивного импульса:
1
— без реактивного импульса;
2
Z
= 1
;
t
r
/t
p
0
= 0
,
1
;
3
Z
= 1
;
t
r
/t
p
0
= 0
,
8
156
1,2,3,4,5,6,7,8 10