Рис. 2. Влияние угла раствора конической головной части ударника на глубину
проникания в преграды различной прочности:
а
—
C
= 10
МПа;
б
—
C
= 100
МПа
проведении дальнейших расчетов рассматривался ударник с углом по-
лураствора конической головной части
γ
= 15
◦
, несколько б´ольшим
оптимального.
Исследования влияния реактивного импульса, сообщаемого удар-
нику в процессе его движения в преграде, на глубину проникания были
проведены для двух начальных скоростей взаимодействия:
v
0
= 1000
и 2000 м/с. Первая из этих скоростей соответствует варианту разгона
проникающего модуля баллистической установкой, доставленной на
базу на поверхности Луны, а вторая — запуску проникающего модуля
с космической орбитальной станции, движущейся вокруг Луны. Ско-
рость истечения газа из двигателя ударника выбиралась на уровне,
обеспечиваемом современными ракетными топливами, и составляла
u
= 2000
м/с. По результатам расчетов выяснялась эффективность ре-
активного доразгона ударника в процессе проникания в зависимости
от времени сообщения реактивного импульса
t
r
и числа Циолковского
Z
для конструкции проникающего модуля.
На рис. 3,
а, б
для обеих рассмотренных начальных скоростей взаи-
модействия
v
0
показано влияние параметров
t
r
и
Z
на полную глубину
проникания ударника
h
m
и его скорость
v
re
(5), приобретаемую сразу
после действия реактивного импульса. Время включения реактивного
двигателя
t
r
(см. рис. 3,
а, б
) отнесено к полному времени проника-
ния ударника
t
p
0
при отсутствии реактивного доразгона (
t
p
0
= 25
,
1
мс
при
v
0
= 1000
м/с и
t
p
0
= 30
,
1
мс при
v
0
= 2000
м/с). Горизонтальными
пунктирными линиями на рис. 3 показана глубина проникания ударни-
ков без реактивного доразгона. Как свидетельствуют представленные
данные, для обоих параметров
t
r
и
Z
существуют оптимальные значе-
ния, при которых обеспечивается максимальная глубина проникания.
Эти значения и для
v
0
= 1000
м/с, и для
v
0
= 2000
м/с оказались при-
мерно равными:
Z
≈
1
;
t
r
/t
p
0
≈
0
,
8
. При реализации параметров
t
r
153