Рис. 2. Упрощенная модель РН пакет-
ной схемы с однокомпонентным ЖРД
и с перераспределением топлива из
ББ в ЦБ
упрощенную модель продольных
колебаний носителя пакетной схе-
мы с однокомпонентным ЖРД
(рис. 2). На рис. 2 введены обозна-
чения:
Δ
p
п
,
Δ
p
ц
— отклонения да-
влений на выходе из бустерного на-
соса (БН) перелива и в нише цен-
трального блока от номинальных
значений;
Δ
p
Σ
,
Δ
p
б
,
Δ
p
0
— откло-
нения давлений в нише бокового
блока, на входе в магистраль пе-
релива и на свободной поверхно-
сти топлива от номинальных зна-
чений;
Δ
n
x
, u
=
u
(
x, t
)
— от-
клонение продольной прегрузки от
расчетного значения и малое пере-
мещение произвольного попереч-
ного сечения РН в направлении
оси
Ox
при продольных упру-
гих колебаниях. Под номиналь-
ными значениями будем понимать
значения, отвечающие программ-
ным или расчетным [5].
Уравнения движения составим для отклонений (возмущений) пере-
менных величин от их значений в номинальном режиме. Промежуток
времени, в течение которого изменяются отклонения, будем считать
значительно больше периода собственных продольных колебаний РН.
Подача топлива в камеру сгорания, сила тяги двигателя, ускорение
всех элементов конструкции носителя и другие параметры в номи-
нальном режиме принимаются постоянными.
Введем следующие допущения:
проблему будем рассматривать в линейной постановке. Откло-
нения параметров от номинальных значений суть малые величины;
отдельные агрегаты будем описывать упрощенными динамиче-
скими уравнениями.
Всю модель представим в виде последовательности соединенных
между собой динамических звеньев, таких как корпус, упругое днище
бака, расходные магистрали, магистрали перелива, насосы (рис. 3), и
составим упрощенные динамические уравнения. На рис. 3 введены
обозначения:
1, 1б
— корпус ЦБ и модуль ББ;
2, 2б
— топливные баки;
3, 3б
— расходные магистрали;
4, 4б
— сумматоры воздействия на поток
топлива в расходных магистралях;
5, 5б
— сосредоточенные упругости;
6, 6б
— насосы подачи топлива;
7, 7б
— напорные магистрали;
8, 8б
и
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2012
169
1,2,3,4,5 7,8,9,10,11