пассивными (под действием разности гидравлических столбов компо-
нентов в баках). В условиях невесомости перераспределение топлива
между баками двигательной установки КА может быть осуществлено
с использованием упругих свойств сильфонных разделителей.
Особенности динамики РН пакетной компоновки
. Ракеты-
носители пакетной схемы компоновки, как правило, имеют большое
число баков с жидким топливом, расположенных в центральном и
боковых модулях. Динамические схемы РН пакетной компоновки ока-
зываются более сложными по сравнению с аналогичными ракетами
тандемной схемы по следующим причинам:
а) взаимозависимость параметров движения в продольном напра-
влении с параметрами, характеризующими динамику носителя в плос-
костях тангажа, рысканья и крена;
б) наличие более плотного спектра в низкочастотной области
вследствие влияния боковых модулей и межмодульных транспортных
магистралей.
Математическая модель возмущенного движения РН на активном
участке траектории управляется линеаризованной системой диффе-
ренциальных уравнений, которые могут быть разделены на несколько
подгрупп. Одна подгруппа соответствует движению РН как абсолютно
твердого тела с затвердевшим топливом, другая — движению с учетом
подвижности жидкого топлива в абсолютно твердом теле. Третья под-
группа описывает движения, связанные с упругостью корпуса, четвер-
тая содержит коэффициенты и переменные, характеризующие упру-
гую подвеску поворотных двигателей. Последняя (пятая) подгруппа
описывает колебания тяги ДУ.
Анализ уравнений возмущенного движения показывает, что при
исследовании динамики РН пакетной схемы существенным моментом
является взаимосвязь колебаний контура “корпус–двигатель” с пле-
сканием топлива в баках боковых модулей, изгибными колебаниями
корпуса и динамикой поворотных двигателей. Это, например, может
означать, что изменение частоты топливных магистралей для обеспе-
чения устойчивости на частотах продольных колебаний может вызвать
неустойчивость колебаний жидкого топлива.
При рассмотрении вопросов динамики РН с сильной взаимной свя-
зью продольных и поперечных колебаний реализация технических ре-
шений, используемых в тандемной схеме, требует тщательного анали-
за фазовых и амплитудных соотношений между условиями устойчиво-
сти в плоскостях стабилизации и продольном направлении. Установка
в расходную магистраль демпфера (гидроаккумулятора) может при-
вести к увеличению динамического коэффициента усиления в плос-
костях стабилизации и, как следствие, к невозможности с помощью
автомата стабилизации справиться с дополнительным возмущением в
совместном продольно-поперечном канале стабилизации.
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2012
167