Рис. 1. Укрупненная блок-схема РН пакетной компоновки с двухкомпонентным
ЖРД
Проблемы динамики перераспределения топлива в РН пакет-
ной схемы
. Для выяснения влияния конструктивных изменений (уста-
новка насосов перекачки, топливных магистралей перелива, дополни-
тельных заборных устройств) на динамику РН рассмотрим сначала
блок-схему РН пакетной компоновки с одним двухкомпонентным ЖРД
в каждом блоке (рис. 1), где введены следующие обозначения:
1, 1б
ДУ центрального и боковых блоков (ЦБ и ББ);
2, 2б
— корпус и мо-
дули (ЦБ и ББ);
3, 3б
и
4, 4б
— основные магистрали компонентов
топлива (ЦБ и ББ);
5, 6
— магистрали закольцовки газовых подушек
баков окислителя и горючего;
7, 8
— магистрали перераспределения и
закольцовки окислителя и горючего. Стрелки на рис. 1 указывают на
динамическое воздействие одного агрегата на другой. Из рис. 1 сле-
дует, что случайно возникшие колебания корпуса ЦБ могут вызвать
колебания боковых модулей, затем колебания давления в топливных
магистралях и, следовательно, колебания подачи топлива в камеры
сгорания (ЦБ и ББ). В камерах сгорания возникнут колебания давле-
ния, которые передадутся на топливные магистрали, корпус и модули
(ЦБ и ББ), взаимодействующие между собой через узлы крепления
и магистрали перераспределения. В зависимости от соотношения па-
раметров частотных характеристик возникших колебаний дальнейшее
взаимодействие может стать слабее, усилиться или остаться на опре-
деленном уровне некоторое время.
Чтобы получить более наглядное представление о влиянии пере-
распределения топлива на динамику РН, введем ось
Ox
, совпадаю-
щую с продольной осью, с началом в вершине РН и рассмотрим
168
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2012
1,2,3,4 6,7,8,9,10,11