Рис. 4. Динамическая модель РН пакетной схемы с перераспределением
топлива при упругих поперечных колебаниях ЦБ и ББ
Для РН пакетной компоновки при рассмотрении поперечных упру-
гих колебаний также используется модель упругосвязанных неодно-
родных стержней с осцилляторами или маятниками [5], заменяющими
воздействие жидкого топлива (рис. 4). На активном участке траекто-
рии при совершении программного разворота и в условиях случайно
возникших поперечных колебаний взаимосвязь с продольными коле-
баниями для РН пакетной схемы может значительно возрасти через
поворотные двигатели и повлиять на работу автомата стабилизации.
Влияние системы перераспределения топлива в этой ситуации стано-
вится сложной проблемой и заслуживает серьезного отдельного вни-
мания. Очевидно, что возникшие поперечные колебания ББ создадут
дополнительное поле скоростей
Δ
v
п
в магистрали перелива и допол-
нительное давление
Δ
p
п
на входе в расходную магистраль ЦБ и будут
порождать продольные колебания РН.
При рассмотрении особенностей динамики РН пакетной компонов-
ки отмечено, что одна из подгрупп линеаризованной системы диффе-
ренциальных уравнений математической модели возмущенного дви-
жения РН на активном участке является моделью абсолютно твердого
тела с полостями, частично заполненными жидкостью. Исследование
колебаний жидкости в твердом сосуде с учетом ее вытекания впервые
было предпринято В.В. Кирилловым [6] и продолжено в работах [7].
В упомянутых работах рассматривались простые задачи для жидкости,
занимающей часть цилиндрического бака, на дне которого ставилось
кинематическое условие вытекания.
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2012
173