199
ISSN 1812-3368. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. «Естественные науки». 2012
УДК
658.5.011
В. В. С т р о к о в
ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ
УСТОЙЧИВОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ
НАУКОЕМКОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ:
ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕГРАЛЬНОГО
ПОКАЗАТЕЛЯ
Проведен анализ ситуации на российском рынке предприятий нау-
коемкого машиностроения. Выявлены основные проблемы большин-
ства современных промышленных предприятий машиностроения.
Разработана модель первичной оценки состояния предприятий,
основанная на оценочных показателях, и методика первичной оцен-
ки, разрабатываемая единожды для любого предприятия, опираясь
на которую, производят оценку наращивания потенциала предпри-
ятия. Предложено адекватное решение проблемы технологично-
сти предприятия на основе внедрения современных информацион-
ных систем, в частности информационно-логистических систем.
E-mail:
,
Ключевые слова:
наукоемкое машиностроение, первичная оценка, интеграль-
ный показатель, информационно-логистические системы, коэффициент тех-
нологичности, устойчивость.
В условиях современной нестабильности практически во всех сфе-
рах деятельности (в том числе экономической и геополитической) по-
является необходимость качественного управления устойчивостью
предприятия, особенно тогда, когда речь идет о наукоемких пред-
приятиях машиностроения. Сложившимся системам управления дала
начало плановая экономика. Подавляющее большинство подобных
предприятий уже не способны к конкуренции на рынке и опираются
на государственную монополию в своей производственной области.
Как показала практика, государственная монополия не является за-
логом успеха на мировом рынке, а в некоторых случаях препятствует
развитию отдельных отраслей машиностроения. В качестве примера
можно привести предприятия среднего машиностроения, например
отечественного автомобилестроения. В связи с этим возникает вопрос
о переходе к новым стандартам на предприятии, новым технологиям
и методам управления делами. Иначе говоря, на таких предприятиях
необходимо провести оптимизацию, автоматизацию и модернизацию
производств. К сожалению, руководители предприятий наукоемко-
го машиностроения уделяют недостаточно времени современным
разработкам в области управления предприятием. При качествен-
ном подходе возможно решить логистические, информационные
1 2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,...13