ISSN 2305-5626. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана: электронное издание. 2013
1
УДК 629.033
Изменение тягово-скоростных характеристик
транспортно-технологического средства
с роторно-винтовым движителем
варьированием угла подъема винтовой лопасти
в процессе движения
В.Н. Наумов
1
, К.Е. Бяков
1
1
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва 105005, Россия
Рассмотрено влияние угла подъема винтовой лопасти на тягово-
скоростные характеристики транспортно-технологического сред-
ства с роторно-винтовым движителем. Приведены результаты ана-
лиза компьютерного моделирования движения шнекохода с движи-
телем изменяемой геометрии.
E-mail:
,
Ключевые
слова:
грунт, мобильный робототехнический комплекс, ло-
пасть, движитель, роторно-винтовой движитель, шнековый движи-
тель, эластичная механика, болотистый грунт, глинистый грунт,
илистый грунт.
Одним из наиболее важных и оригинальных параметров ротор-
но-винтового движителя (РВД), несомненно, является угол подъ-
ема винтовой лопасти, влияние которого на скоростные и тяговые
характеристики машины очевидно и обязательно учитывается при
создании шнекоходов. Однако следует отметить, что невозмож-
ность изменения данного параметра непосредственно в процессе
движения заставляет инженеров делать выбор между указанными
характеристиками еще на фазе проектирования, заведомо снижая
тем самым рабочий диапазон характеристик транспортно-
технологического средства (ТТС). Так, традиционно у тяговых
машин угол подъема делают меньше 20…30°, у скоростных везде-
ходов 30° и выше [1].
Предположим, что существует возможность изменения угла
подъема лопасти во время движения шнекохода. Подобная транс-
формация вполне реализуема, если, например, в качестве РВД ис-
пользовать оболочки, внутри которых на опорных рейках с некото-
рым шагом размещены механизмы с закрепленными на них
роликами. При вращении механизмов ролики будут бежать по внут-
ренней поверхности оболочки, формируя некоторое подобие лопа-
стей и превращая движитель в эластичный шнек. Варьируя угол
наклона генерирующей волну конструкции (например, с помощью
обычного червячного редуктора), мы соответственно изменяем угол
подъема и высоту винтовой лопасти.