ISSN 2305-5626. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана: электронное издание. 2013
3
графики зависимостей скорости РВД
V
(
α
) и изменения силы сцепле-
ния ∆
P
ϕ
(
α
) (для наглядности показаны именно изменения силы, а не
ее абсолютные значения) от угла наклона лопасти. В качестве осно-
ваний из приведенных в работе [3] взяты наиболее различающиеся по
значениям основных параметров грунты — пятнистая глина, земли-
стая глина, а также “средний” между ними грунт.
а
б
в
Рис. 1. Графики
V
(
α
) и
∆P
φ
(
α
) для различных грунтов:
а
— глина пятнистая;
б
— “средний” грунт;
в
— глина землистая
Приведенные зависимости позволяют наглядно изучить общий
характер изменения указанных параметров при движении ТТС с
РВД на различных типах донного грунта при изменении угла
наклона лопасти. Очевидно, что РВД с изменяемой геометрией за-
действует гораздо более значительный диапазон скоростей, чем
шнеки традиционной конструкции, и предоставляет возможность
выбора оптимального режима движения ТТС для каждого опреде-
ленного типа грунта. Смена режимов происходит путем изменения
угла наклона лопасти РВД и заключается в выборе оптимального
для данной ситуации соотношения между его скоростью и силой
сцепления. Увеличение скорости шнека достигается путем увеличе-
ния угла наклона лопасти, а силы тяги — путем его уменьшения.
Кроме того, можно отметить, что пересечение графиков
V
(
α
) и
∆P
ϕ
(
α
) вне зависимости от конкретного типа донного грунта нахо-
дится вблизи значений
V
= 3 м/с и
∆P
φ
= 30 Н. Также можно видеть,