ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2012
27
Аналогичный эффект можно получить и в ракетных двигателях.
Для проведения таких оценок на рис. 4 приведены расчетные зависи-
мости расходного комплекса и удельного импульса в функции соот-
ношения компонентов топлива
K
m
для степени расширения
р
к
/
р
н
=
= 60. Максимумы расходного комплекса и удельного импульса для
РД совпадают и соответствуют существенно меньшим значениям
K
m
= 1…1,5, чем для средных двигателей (см. рис. 3). Они располо-
жены в области максимальной температуры продуктов сгорания, ми-
нимального значения доли газовой фазы, что по данным приводит к
значительному снижению удельного импульса и надежности работы
двигательной установки в целом. Для повышения энергетических ха-
рактеристик РД на КРД в этом случае целесообразно изменить но-
менклатуру топлив, применив в качестве горючего жидкое топливо, а
в качестве окислителя — твердое, для чего необходимо выполнить
дополнительные всесторонние исследования.
На основании проведенных исследований можно сделать следу-
ющие выводы.
1. Предложена модель для расчета внутрибаллистических и им-
пульсно-тяговых характеристик КРД на ГРТ в широком диапазоне
изменения соотношения компонентов, давления в камере сгорания,
степени расширения и отношений (
F
т
/
f
кр
), в которой учтены многопа-
раметрические связи указанных параметров с внутренними и внеш-
ними факторами.
2. Аналитически выявлены оптимальные значения соотношений
компонентов топлива для максимальных значений расходного ком-
плекса и удельного импульса средных (реактивных) и ракетных дви-
гательных установок на твердом металлизированном горючем и жид-
ком окислителе.
Рис. 4. Зависимость
β
т
и
β
РД
от
K
m
при
p
к
= 2 МПа = const