ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2012
23
изученность, методически расчет внутренней баллистики и энергети-
ческих параметров КРД на ГРТ проводили в следующей последова-
тельности. Предварительно были выполнены термодинамические
расчеты параметров продуктов сгорания твердого металлизированно-
го горючего с жидкими окислителями в широком диапазоне измене-
ния соотношения компонентов топлива
K
m
= 1…10 и давления в ка-
мере сгорания
p
к
= 1,0…15,0 МПа.
Указанные расчеты для ряда гибридных топлив на основе метал-
лизированного горючего с жидкими окислителями, в качестве кото-
рых рассматривали перекись водорода, азотную кислоту и воду, по-
казали, что для средного двигателя теоретический удельный импульс
максимален для компонентов топлива на основе металлизированного
твердого горючего с водой из окружающей среды.
Результаты расчетов для комбинации топлива твердое металлизи-
рованное горючее + вода приведены на рис. 2 в виде зависимости от-
носительного энергетического комплекса
г
г max
(
) (
)
E RTq RTq
как
функции соотношения компонентов топлива
K
m
и давления в камере
сгорания
p
к
. Максимальное значение параметра (
RTq
г
)
max
в расчетах
соответствует величине ~7 МДж/кг. Проанализировав расчетные кри-
вые (см. рис. 2), видим, что с увеличением
K
m
уменьшается величина
произведения
RТq
г
. Это связано с характерным снижением температу-
ры
Т
, газовой постоянной
R
и массовой доли парогазовой фазы
q
г
.
Рис. 2. Теоретическая зависимость энергетиче-
ского комплекса
E
от
K
m
и
p
к
1,2,3,4 6,7,8,9,10