20
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2012
тельного аппарата. Такие КРД на ГРТ относят к классу средных реак-
тивных двигателей. Для них одной из актуальных задач становится
распределение горючих и окислительных компонентов: одни из них
будут размещать на борту, другие — забирать из окружающей среды.
Все сказанное выше делает актуальным исследование внутрикамер-
ных процессов в КРД на ГРТ.
Использование металлических горючих и больших масс забортных
компонентов вносит существенные отличия во внутрикамерные про-
цессы, например, образование в составе продуктов сгорания твердых
частиц оксидов металлов и конденсированных жидких частиц, что
снижает энергетические показатели ввиду дополнительных потерь,
которые классифицируют как потери на двухфазность [5].
С целью исследовать резервы повышения энергетических показа-
телей КРД на ГРТ после изучения внутренних и внешних факторов,
влияющих на баллистические и энергетические характеристики, была
разработана модель, описывающая внутреннюю баллистику и им-
пульсно-тяговые характеристики указанных двигателей на стацио-
нарных режимах.
Баллистические характеристики КРД на ГРТ являются системой с
многопараметрическими связями, упрощенная структурная схема ко-
торых по каналам входных воздействий и выходных параметров
представлена на рис. 1. Математическая формулировка модели опи-
сывается приведенной ниже системой уравнений, которые дополня-
ются результатами термодинамических расчетов по программе “Тер-
ра”, разработанной в МГТУ им. Н.Э. Баумана:
уравнение материального баланса
пр
тв
ж
,
m m m
(1)
Рис. 1. Структурная схема КРД на ГРТ