Previous Page  8 / 11 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 8 / 11 Next Page
Page Background

М.А. Комков, Д.А. Потапов, А.А. Кудрявцев

8

Инженерный журнал: наука и инновации

# 9·2017

к

h

= 0,55 мм под углом

β

= 67,5° и определяем погонную массу ком-

бинированной оболочки трубопровода по формуле

(

)

кмб

об

м м м к к

= π ρ + ρ

M d h h

(

)

кмб

об

м м м к к

100

= π ρ + ρ ⋅

М d h h

см = 0,718 кг,

где

м

d

= 70,6 мм — диаметр лейнера;

м

ρ

= 7,9 г/см

3

— плотность ме-

талла;

к

ρ

= 1,58 г/см

3

— плотность композита.

Расчетная масса равновеликой по разрушающему давлению тру-

бы из стали 12Х18Н10Т (

м

h

= 1,0 мм) будет равна 1,75 кг, а трубо-

провода из алюминиевого сплава АМг-6

м

(

h

= 2,0 мм) — 1,22 кг, т. е.

в 2,44 и 1,70 раза больше массы комбинированной оболочки.

Заключение.

Разработана методика определения и выбора угла

армирования композитной оболочки комбинированного трубопрово-

да, при захолаживании которого вплоть до криогенной температуры

обеспечивается одинаковый уровень значений температурных де-

формаций металлического лейнера и намотанного композита.

Испытания на термоциклирование (захолаживание — отогрев) и

разрушение давлением жидкого азота (≈ –180 °С) цилиндрических

образцов трубопроводов диаметром 50 мм с толщиной лейнера 0,3 мм

и слоя углепластика 0,52 мм показали, что образование складок и

гофров на тонкостенной металлической оболочке не происходит, а

образцы разрушились при давлении 13,0…15,8 МПа.

Конструкторско-технологическое проектирование криогенных тру-

бопроводов диаметром 70 мм на основе ультратонкого стального

лейнера и намотанного углепластика позволило снизить его погонную

массу на 59 % и 41 % соответственно по сравнению с расчетной массой,

равновеликой по разрушающему давлению трубы из стали 12Х18Н10Т

м

(

h

= 1,0 мм) и из алюминиевого сплава АМг-6

м

(

h

= 2,0 мм).

ЛИТЕРАТУРА

[1]

Патрунов Ф.Г.

Ниже 120 градусов по Кельвину.

Москва, Знание, 1989, 176 с.

[2]

Мохов В. Первый разгонный блок 12КРБ отправлен в Индию.

Новости

космонавтики

, 1998, № 21/22, с. 42–43.

[3]

Журавин Ю. «Море» планов «Ангары».

Новости

космонавтики

, 1999, № 3

(194), 1999, с. 48–49.

[4]

Буланов И.М., Комков М.А. Применение жестких полимерных пленок в

криогенных топливных системах аэрокосмической техники.

Вестник

МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер

.

Машиностроение

, 1992, № 1, с. 14–24.

[5]

Сабельников В.В., Комков М.А., Саморядов А.В. Технология склеивания

элементов криогенного трубопровода.

Клеи. Герметики. Технологии

, 2005,

№ 1, с. 16–20.

[6]

Андреев В.А., Борисов В.Д., Климов В.Т. и др.

Внимание: газы.

Криогенное топливо для авиации: Справочник-воспоминание для всех

.

В.Т. Климов, науч. ред. Москва, Московский рабочий, 2001, 223 с.