Инженерный журнал: наука и инновации
# 9·2017 1
УДК 678.067:621.763 DOI 10.18698/2308-6033-2017-9-1673
Оптимизация угла намотки углепластика
на металлический лейнер криогенного трубопровода
© М.А. Комков, Д.А. Потапов, А.А. Кудрявцев
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
Показана актуальность создания криогенных трубопроводов двигательных установок
летательных аппаратов из комбинированных материалов на основе ультратонкого
стального лейнера и намотанного углепластика. Проведен анализ захолаживания
трубопровода до криогенных температур, при которых вследствие существенного
различия коэффициентов линейного термического расширения материалов лейнера и
углепластика возможна потеря осевой устойчивости с образованием радиальных
складок в тонкостенной стальной оболочке. Предложена методика определения и
выбора угла намотки углепластика, при котором осевые деформации тонкостенного
лейнера и намотанного композита будут иметь одинаковый уровень деформаций.
Ключевые слова:
трубопровод, комбинированная оболочка, криогенная темпера-
тура, коэффициент линейного расширения
Введение.
Ужесточение требований к рабочим параметрам дви-
гательных установок изделий ракетно-космической техники (РКТ),
авиации и наземного транспорта на криогенных топливах (жидком
кислороде и водороде или метане
4
CH
в качестве горючего [1–5]),
привело к созданию легких, прочных и герметичных трубопроводов,
работающих в многоцикловом режиме при высоких давлениях, нор-
мальных, повышенных и криогенных температурах.
Трубопроводы, выполненные из металлов, имеют излишне боль-
шую массу и изгибную жесткость. Для снижения массы и уровня
монтажных сил предложено использовать рассматриваемые в насто-
ящей работе криогенные трубопроводы, которые изготовляют из
тонкой металлической оболочки (лейнера), усиленной композицион-
ным материалом (углепластиком) методом спиральной намотки.
При захолаживании комбинированного трубопровода до крио-
генных температур в его слоях будут возникать температурные де-
формации, зависящие от значений коэффициентов линейного терми-
ческого расширения (КЛТР) материалов слоев. При этом в слое
углепластика, намотанного под углами
β
> 55
°
к оси изделия, и в за-
висимости от толщины слоя намотки могут возникнуть значительные
сжимающие напряжения, которые приведут к потере осевой устой-
чивости тонкостенной металлической оболочки с образованием ра-
диальных гофр в области фланца [6–7]. При многоцикловом захола-