Previous Page  2 / 12 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 12 Next Page
Page Background

Б.Т. Добрица, Д.Б. Добрица, Б.Ю. Ященко

2

Инженерный журнал: наука и инновации

# 7·2017

ском пространстве, в совокупности с использованием баллистиче-

ских уравнений для расчетных элементов, определяющих зависи-

мость критического размера частиц от характеристик соударения.

Для решения этой задачи необходимо иметь данные о стойкости

элементов конструкции КА к воздействию высокоскоростных частиц,

а также учитывать влияние характеристик метеорно-техногенных тел

на последствия столкновений. Обобщенные зависимости критическо-

го диаметра частиц от параметров конструкции стенки, величины и

направления скорости столкновения

0

v

, а также удельного веса ча-

стиц [1] имеют вид:

(

)

0

, , , , cos ( ), ρ , ρ .

c

b

w

p w

d f t S t v

=

θ

(1)

Здесь

c

d

— критический диаметр ударника, который вызывает пора-

жение конструкции на интересующей скорости воздействия (пораже-

ние конструкции определяется как перфорация задней стенки или

потеря материала (отделение осколка) от задней поверхности задней

стенки конструкции);

b

t

— толщина внешнего слоя защиты;

S

расстояние между бампером и задней стенкой;

w

t

— толщина пре-

грады;

0

v

— скорость столкновения;

θ

— угол между вектором ско-

рости частицы и нормалью к поверхности;

p

ρ

— удельный вес ча-

стицы;

ρ

w

— удельный вес материала стенки.

Таким образом, при решении рассматриваемой задачи должно

быть учтено большое число факторов, от которых зависит вероят-

ность пробоя стенок элементов конструкции КА. Например, в ком-

пьютерной программе SDPA-PP [2] для расчета вероятности пробоя

стенок элементов конструкции КА частицами КМ используются вы-

ходная информация модели космического мусора SDPA [3, 4], а так-

же реализованные в виде стандартной процедуры баллистические

предельные зависимости. Совершенствовать методику расчета в та-

ких программах необходимо, поскольку расчет вероятности пробоя

стенок — очень трудоемкая задача, требующая значительного коли-

чества машинного времени. По этой причине представляется акту-

альным оптимизировать информационный обмен между модулями

расчета характеристик потока КМ относительно КА и расчета веро-

ятности пробоя стенок [5].

В настоящей статье рассмотрена модификация авторской мето-

дики оценки вероятности пробоя, при которой в качестве исходных

характеристик используются данные модели пространственного рас-

пределения метеорного вещества (см. ГОСТ 25645.128–85 «Вещество

метеорное. Модель пространственного распределения»)

и космиче-

ского мусора (см. ГОСТ Р 25645.167–2005 «Космическая среда (есте-