Д.Ю. Виноградов, Е.А. Давыдов
20
Инженерный журнал: наука и инновации
# 6·2017
Рис. 5.
Изменение освещенности трассы полета на широте
40
ϕ = °
(
э
T
= 10 лет):
1
— устойчивая ССО;
2
— ССО, не обладающая свойством устойчивости
Из сравнения зависимостей, представленных на рис. 5, следует,
что до середины срока эксплуатации КА (5 лет) условия освещенно-
сти трасс полета на устойчивой ССО и «ССО» практически не разли-
чаются. Однако ближе к концу срока эксплуатации (10 лет) из-за ве-
кового смещения МССВ в узле орбиты от номинального значения
условия освещенности трассы полета на «ССО» в зимнее время года
значительно ухудшаются. В результате на широте наблюдения в
зимнее время года на обеих орбитах появляются интервалы времени,
когда высота Солнца в подспутниковой точке оказывается менее 10
°
,
что делает невозможным использование КА по целевому назначе-
нию. Суммарная продолжительность таких интервалов для «ССО» на
широте наблюдения составляет около 15 % общего времени нахож-
дения КА на рабочем участке в течение срока
э
T
= 10 лет. Для устой-
чивой ССО отсутствуют интервалы времени, когда высота Солнца в
подспутниковой точке оказывается менее 10
°
.
Также результаты сравнения зависимостей, представленных на
рис. 5, показывают, что при сроке эксплуатации КА, равном 10 лет,
время нахождения высоты Солнца на рабочем участке трассы устой-
чивой ССО в диапазоне, превышающем 45°, примерно на 50 % боль-
ше аналогичного показателя для «ССО».
Заключение.
Сравнительный анализ результатов расчетов по
разработанной методике выбора параметров устойчивых ССО пока-
зывает, что использование устойчивых ССО позволяет при сроке су-
ществования 10 лет и более обеспечить наиболее благоприятные
условия эксплуатации КА, а именно:
•
увеличить время функционирования КА по целевому назначе-
нию при требуемой освещенности между коррекциями наклонения