С.С. Курдов, В.Е. Заволокин, М.А. Комков
4
Инженерный журнал: наука и инновации
# 6·2017
Существующий ближайший аналог данной технологии представлен
компанией Stratasys, которая смогла напечатать твердотопливный заряд
в качестве горючего для гибридного ракетного двигателя [1].
Цель настоящей работы заключается в демонстрации теоретиче-
ской модели автоматизированного метода аддитивного производства
твердого ракетного топлива. Особенностью технологии в случае ее
реализации является возможность использования топливной шашки
сразу же после печати, а также перспективно высокая серийность.
В работе поставлена следующая задача:
определить техническое
решение для уже существующей технологии 3D-печати, которая поз-
воляет создавать твердотопливный заряд на приемлемом уровне.
Практическая новизна работы состоит в возможности создания
РДТТ с более высокими тяговыми характеристиками в силу увеличе-
ния площади горения заряда [2], а также в возможности универсали-
зации производства РДТТ для различных задач.
Основные положения.
Известно большое количество аддитив-
ных технологий 3D-печати, которые в настоящее время никоим обра-
зом не классифицированы по какому-либо признаку в международ-
ном сообществе. Наиболее подходящей для данного проекта является
технология FDM-печати (Fused Deposition Modeling) [3], однако спе-
цифичность изделия накладывает дополнительные меры безопасно-
сти, в частности необходимо минимизировать температуру нагрева
рабочей массы, компенсировав параметры синтеза крепящим соста-
вом. Таким образом, задачей проекта является создание новой техно-
логии 3D-печати, но на основе уже готовой технологии FDM-печати.
Вследствие простоты и безопасности в качестве эксперименталь-
ной, а в дальнейшем и рабочей модели для отработки технологии вы-
ступает карамельное топливо: KNO
3
+ сорбит [4]. Главным преиму-
ществом такого вида топлива для отработки подобной технологии
является возможность минимизации и контроля нагрева, что отвечает
требованиям безопасности и благодаря этому позволит решить про-
блему взрывоопасности рабочей массы топлива во время синтеза по-
рошка. Именно поэтому предлагается контролируемый локальный
нагрев поступающей топливной массы вместе с клеевым синтезом с
помощью теплового элемента, как это принято в стандартной техно-
логии FDM-печати. В качестве связующего в РДТТ используют раз-
личные крепящие составы на основе полиуретанового раствора.
Например, в данном случае можно использовать крепящий состав на
основе полиэфируретанового каучука с концевыми эпоксиуретано-
выми группами ППГ-3А [5].
Концептуальный облик
. Функционал принтера, его аппаратное
обеспечение и технология подробно проиллюстрированы на блок-
схеме (рис. 4). Последовательность процесса печати твердотопливно-