С.С. Курдов, В.Е. Заволокин, М.А. Комков
2
Инженерный журнал: наука и инновации
# 6·2017
процесса полимеризации и охлаждения. К этим дефектам добавляются
проблемы:
необходимость дополнительной оснастки в виде всевозможных
вкладышей, манжет, уплотнительных колец, предохраняющих от по-
падания жидкой массы топлива в элементы стыковых соединений во
время процесса литья и полимеризации;
усиление корпуса из-за необходимости выдерживать длительные
внутренние нагрузки (до 30 сут) и, как следствие, его чрезмерное
утяжеление;
потребность в средствах контроля процесса полимеризации и тех-
нологической оснастки формования каналов горения (игл, пальцев);
соблюдение герметичности изделия в ходе процесса полимериза-
ции и после выпрессовки.
Прессование не обеспечивает однообразия эксплуатационных ха-
рактеристик, а также ограничивает энергетику топлива нормами без-
опасности, вызванной условием обязательной механической обра-
ботки после запрессовки.
Самым главным минусом существующих технологий производ-
ства твердотопливного заряда, вне зависимости от процесса его формо-
образования, является ограниченность кривизны поперечного сечения
профиля такого заряда, выраженная в минимизации энергетических ха-
рактеристик РДТТ. Выполнение всего спектра задач привело к увеличе-
нию номенклатуры оснастки технологических процессов вследствие
необходимости обеспечения различной кривизны профиля поперечного
сечения заряда (под каждую задачу необходим свой), что влияет на ор-
ганизацию производства и его экономические показатели.
Все перечисленные особенности отрицательно влияют на развитие
ракетостроения, в частности космонавтики.
Наиболее распространенным видом профиля заряда РДТТ в
настоящее время является полый цилиндр с круглым отверстием по
центру, характерным примером которого служит твердотопливный
ускоритель Space Shuttle (рис. 1).
Рис. 1.
Твердотопливный ракетный ускоритель Space Shuttle