1 / 10 Next Page
Information
Show Menu
1 / 10 Next Page
Page Background

Инженерный журнал: наука и инновации

# 6·2017 1

УДК 621.454.3 DOI 10.18698/2308-6033-2017-6-1629

Создание твердотопливных зарядов

для ракетных двигателей твердого топлива

с помощью аддитивных технологий

© С.С. Курдов, В.Е. Заволокин, М.А. Комков

МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия

Предложен новый метод производства твердотопливных зарядов для ракетного

двигателя твердого топлива. Описаны основные положения, возможные пробле-

мы создания 3D-принтера для печати твердотопливных зарядов для такого ра-

кетного двигателя и их решение. Представлены концептуальный облик и блок-

схема аппаратного обеспечения данного 3D-принтера. Рассмотрена конкретная

модель твердотопливных зарядов такого ракетного двигателя для проведения

экспериментальных работ при отработке технологии печати соответствующих

зарядов. Рекомендуются иные области применения данной технологии производ-

ства высокоэнергетических зарядов.

Ключевые слова:

ракетные двигатели твердого топлива, аддитивные техноло-

гии, 3D-принтер, технологии ракетно-космического машиностроения, смесевое

топливо

Введение.

Твердотопливный заряд для ракетных двигателей

твердого топлива (РДТТ) с максимальной кривизной профиля попе-

речного сечения может обеспечить максимальную тягу РДТТ. Со-

временные технологии не позволяют реализовать сложные профили

поперечного сечения твердотопливных зарядов вследствие ограниче-

ния по геометрическим и структурным параметрам формируемого

топлива. В целях преодоления проблемы актуальность приобрели ад-

дитивные технологии, используя которые можно создавать изделия

сложной криволинейной формы. Разработка 3D-принтера, способно-

го напечатать твердотопливный заряд для РДТТ, — один из вариан-

тов ее решения для создания различных РДТТ исходя из энергетиче-

ских характеристик и конкретных задач, предъявляемых заказчиком.

Современная технология производства полимерных видов твер-

дого топлива для РДТТ имеет существенные недостатки, вызванные

непосредственно способом изготовления шашек для них. Смесевое

твердое топливо производят с применением литья (вакуумной залив-

ки и литья под давлением) и прессования (проходного, глухого,

штамповочного).

Реологический характер технологии литья твердотопливных ша-

шек обусловливает возникновение объемной усадки и растрескива-

ния изделия, ограничение его геометрических параметров вследствие