Previous Page  4 / 8 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 4 / 8 Next Page
Page Background

А.К. Каллиопин, Р.С. Савельев, Д.И. Смагин

4

Инженерный журнал: наука и инновации

# 6·2017

от двигателя в соответствии с концепцией no-bleed systems, — это

Boeing B787.

По оценкам специалистов корпорации Boeing, полученным по ре-

зультатам анализа эксплуатации этой модели самолета, исключение от-

бора сжатого воздуха от компрессоров двигателей приводит к более

эффективной работе двигателей за счет снижения потребляемой мощ-

ности на уровне всего самолета. Прогнозируемое уменьшение потреб-

ления топлива в условиях рейса находится в диапазоне 2…3 % [6].

Конфигурация СКВ с исключением отбора воздуха позволяет

существенно упростить обвязку двигателя благодаря отсутствию

пневматической системы и связанных с ней узлов предварительного

охлаждения, регулирующих клапанов и высокотемпературных тру-

бопроводов, агрегатов и узлов. На рис. 3 представлена типовая обвяз-

ка маршевого двигателя с отсутствием отбора и традиционного дви-

гателя с отбором воздуха (изображение заимствовано из промомате-

риалов компании Boeing).

а б

Рис. 3.

Обвязка маршевого двигателя:

а

— двигатель без отбора воздуха;

б

— двигатель с отбором воздуха

Утверждение о большей экономичности СКВ без отбора воздуха

от двигателя сделано специалистами компании Boeing на основании

расчетной оценки процессов преобразования механической энергии:

при подаче сжатого воздуха по трубопроводам через коллектор отбо-

ра воздуха от двигателя тратится больше энергии, чем расходуется на

конвертацию механической энергии в электрическую в генераторе и

обратно — в компрессоре. Для самолета размерности B787 и двигателей

с генераторами, устанавливаемыми на такие самолеты, оценка верна.

Однако для самолетов меньшей размерности количественная оценка

процессов преобразования энергии требует прикладных исследований

под каждый конкретный образец двигателя в соответствии с термоди-

намическими процессами и конструктивными особенностями [7]. Ис-

следования целесообразности внедрения безотборных структурных

схем СКВ в перспективные проекты ближне-среднемагистральных