А.К. Каллиопин, Р.С. Савельев, Д.И. Смагин
4
Инженерный журнал: наука и инновации
# 6·2017
от двигателя в соответствии с концепцией no-bleed systems, — это
Boeing B787.
По оценкам специалистов корпорации Boeing, полученным по ре-
зультатам анализа эксплуатации этой модели самолета, исключение от-
бора сжатого воздуха от компрессоров двигателей приводит к более
эффективной работе двигателей за счет снижения потребляемой мощ-
ности на уровне всего самолета. Прогнозируемое уменьшение потреб-
ления топлива в условиях рейса находится в диапазоне 2…3 % [6].
Конфигурация СКВ с исключением отбора воздуха позволяет
существенно упростить обвязку двигателя благодаря отсутствию
пневматической системы и связанных с ней узлов предварительного
охлаждения, регулирующих клапанов и высокотемпературных тру-
бопроводов, агрегатов и узлов. На рис. 3 представлена типовая обвяз-
ка маршевого двигателя с отсутствием отбора и традиционного дви-
гателя с отбором воздуха (изображение заимствовано из промомате-
риалов компании Boeing).
а б
Рис. 3.
Обвязка маршевого двигателя:
а
— двигатель без отбора воздуха;
б
— двигатель с отбором воздуха
Утверждение о большей экономичности СКВ без отбора воздуха
от двигателя сделано специалистами компании Boeing на основании
расчетной оценки процессов преобразования механической энергии:
при подаче сжатого воздуха по трубопроводам через коллектор отбо-
ра воздуха от двигателя тратится больше энергии, чем расходуется на
конвертацию механической энергии в электрическую в генераторе и
обратно — в компрессоре. Для самолета размерности B787 и двигателей
с генераторами, устанавливаемыми на такие самолеты, оценка верна.
Однако для самолетов меньшей размерности количественная оценка
процессов преобразования энергии требует прикладных исследований
под каждый конкретный образец двигателя в соответствии с термоди-
намическими процессами и конструктивными особенностями [7]. Ис-
следования целесообразности внедрения безотборных структурных
схем СКВ в перспективные проекты ближне-среднемагистральных