Основные тенденции развития систем кондиционирования воздуха…
Инженерный журнал: наука и инновации
# 6·2017 3
конструкцию и условия эксплуатации. По сравнению с компрессором
двигателя ЛА используемые центробежные компрессоры имели бо-
лее низкий КПД и были менее надежны [3]. На рис. 2 показана струк-
турная схема СКВ с независимыми нагнетателями.
Рис. 2.
Вариант структурной схемы СКВ с независимыми нагнетателями
С начала 1990-х гг. в Европе и США были проведены многочис-
ленные исследования в рамках концепции no-bleed systems (конфигура-
ция бортовых систем без отбора воздуха от компрессора двигателя), их
целью была разработка облика бортовых систем, не использующих от-
бираемый от двигателей воздух. Для СКВ как главного бортового по-
требителя сжатого воздуха был получен результат: использование
электроприводных компрессоров для перспективных 500-местных
самолетов по совокупности параметров (установочная масса элемен-
тов, компоновочные объемы, регулирование общего расхода) эконо-
мичнее в 6–7 раз относительно традиционной системы (при проведе-
нии расчетов были рассмотрены перспективные двигатели следую-
щего поколения с генераторами заданной мощности) [4].
Совместными исследованиями NASA и фирмы Lockheed Martin
установлено, что ЛА с тремя двигателями, у которых осуществляется
отбор только механической мощности с вала, на скорости около
960 км/ч, высоте 11 000 м за 5 ч полета потребляют на 900 кг меньше
топлива, чем ЛА с традиционным отбором сжатого воздуха. В авиа-
двигателе с отбором только механической мощности исключаются
высокотемпературные трубопроводы из нержавеющей стали, предва-
рительный охладитель и другие элементы традиционных систем [5].
Исследования схем СКВ без отбора воздуха для пассажирских
самолетов различных размерностей.
Единственный на сегодня пас-
сажирский самолет, в СКВ которого не используется отбор воздуха