Previous Page  5 / 13 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 5 / 13 Next Page
Page Background

Исследование пространственной динамики ракеты на старте

Инженерный журнал: наука и инновации

# 5·2017 5

ния вихрей за цилиндром) существенно зависит от числа Рейнольдса

потока

(Re / )

ud

= ν

. Максимальные боковые силы возникают при

5

Re (1...3) 10

≈ ⋅

[3], что, например, при значении диаметра

2, 6

d

=

м

соответствует скорости обтекания

0,6...1,7

u

м/с. Однако в реаль-

ных условиях скорость ветра и его порывов может достигать на по-

рядок больших значений

17

u

м/с. Исходя из этого, аэродинамиче-

ский расчет был проведен в диапазоне

3

6

Re 1, 4 10 ...3 10

= ⋅

, обусловли-

вающих возникновение за телом вихревой дорожки, и в дозвуковом

диапазоне чисел Маха (при

0, 008 17

u

= …

м/с). Режим схода вихрей

при обтекании цилиндра является существенно нестационарным, по-

этому аэродинамический расчет носит нестационарный характер.

Перед тем как приступить к расчету ветровой нагрузки, следует

предварительно определить величины частот собственных колебаний

исследуемой конструкции, поскольку они служат основой для

анализа ее динамических свойств. В случае с летательными аппаратами

(ЛА) значения частот собственных колебаний находятся в диапазоне от

1 до десятков Гц для тяжелых ЛА, от нескольких до

100…200 Гц — для легких [16].

Модальный анализ исследуемой конструкции проведен с

помощью программного комплекса ANSYS Mechanical [17]. Для его

проведения были взяты жесткостные и массовые характеристики [1],

приведенные на рис. 3.

При проведении модального анализа предположим, что демпфи-

рование отсутствует, поэтому уравнение движения в матричной фор-

ме имеет вид:

[ ]

{ }

[ ]

{ }

0

M u K u

+

=

′′

, (5)

где

[ ]

M

матрица масс;

{ }

u

′′

вектор узловых ускорений;

[ ]

K

матрица жесткости;

{ }

u

вектор узловых перемещений.

В результате расчетов частот собственных колебаний цилиндра

длиной 29 м и диаметром

2, 6

d

=

м (см. рис. 2) были получены зна-

чения собственных частот:

1

3,11

f

=

и

2

8,35

f

=

Гц.

Известно, что нормативное значение ветровой нагрузки

w

со-

гласно СП 20.13330.2011 определяется как

m p

w w w

= +

, (6)

где

m

w

,

p

w

— средняя и пульсационная составляющие.