Л.С. Точилов
4
Инженерный журнал: наука и инновации
# 5·2017
ный результат, изделие РКТ допускается к летно-конструкторским ис-
пытаниям (ЛКИ). При неудачных ЛКИ для анализа работы БСУ при-
влекаются специалисты предприятия — разработчика БСУ, так как для
специалистов головного предприятия — разработчика РКТ БСУ —
«черный ящик».
В этом случае возникает конфликт интересов: специалист пред-
приятия — разработчика БСУ должен найти ошибку, за которую его
накажут. Соответственно, вместо реальной ошибки специалист будет
искать недочеты, ответственность за которые можно возложить на
другое лицо. Если бы за найденные ошибки награждали, результат
мог быть иным.
На этом примере хорошо прослеживается отличие системы,
построенной на ответственности
(поиск виновных)
, от системы
менеджмента качества
(поиск ошибок)
. Однако на практике часто со-
здается промежуточный вариант, включающий черты обеих систем,
что означает фактическое отсутствие системы. Именно поэтому после
рапортов предприятий о внедрении системы менеджмента качества
результаты порой оказываются хуже, чем при использовании суще-
ствовавшей ранее системы качества. Такой же риск существует и при
оптимизации, если вместо решения реальных проблем заниматься
вопросами сертификации или обсуждать принципы оптимизации.
В любом случае в каждой системе есть запрос на снижение не-
определенности, зависящей от интересов сотрудников и предприятий
кооперации. С начала 1980-х годов у головных предприятий появи-
лись технические возможности
(гибридные аналого-цифровые вычис-
лительные системы (АЦВС) реального времени на базе управляющих
вычислительных комплексов серии малых или мини-ЭВМ и аналого-
вых вычислительных комплексов)
для создания МС, в состав которых
включались реальные БСУ.
Пришло время стендов полунатурного моделирования (СПМ).
Вопрос адекватности ММ БСУ и реальных БСУ был снят тем, что на
СПМ использовались реальные БСУ. Анализ входов и выходов ре-
альных БСУ в процессе «электронного пуска» позволял объективно
выявлять ошибки функционирования БСУ в наземных условиях. Это
позволило снижать риски ЛКИ и экономить значительные средства
(проведение ЛКИ на порядки дороже, чем «электронный пуск»)
.
Главной особенностью СПМ является то, что функционирование
реальных БСУ происходит в режиме реального времени с тактом ра-
боты БЦВМ. Чтобы вовремя подыграть ей, программы, моделирую-
щие движение изделия РКТ, должны успевать принимать данные,
выполнять вычисления и возвращать результаты в БСУ за один такт
работы БЦВМ. Этого невозможно было достичь при низкой произво-
дительности цифровых управляющих вычислительных комплексов.