Л.С. Точилов
2
Инженерный журнал: наука и инновации
# 5·2017
пулярность в РКО получила концепция производственной системы
Toyota «Бережливое производство». Но эта концепция предназначена
для серийных производств, а не для научно-производственных орга-
низаций.
Если представить РКО одним большим серийным производством
ракетно-космической техники (РКТ), то, применив к ней концепцию
«Бережливое производство», придется оставить за скобками пробле-
мы ученых и конструкторов, обеспечивающих разработку и испыта-
ния изделий РКТ.
В статье на примере моделирующих стендов (МС) рассмотрены
основные риски оптимизации процесса комплексной отработки си-
стем управления изделий РКТ в наземных условиях. Из правила про-
ектного треугольника [5] следует, что сокращение разработок сроков
и уменьшение финансирования неизбежно ведут к сокращению объ-
ема и ухудшению качества работ. Единственной возможностью из-
бежать деградации качества работ в условиях кризиса и минимизиро-
вать риски оптимизации РКО является создание новых технологий и
базирующихся на них концепций развития.
В рамках задачи оптимизации РКО предлагается новая концеп-
ция развития МС, основанная на таком сугубо технологическом фак-
торе, как реализация возможности отработки алгоритмов бортовой
цифровой вычислительной машины (БЦВМ) на языке C++.
Основные принципы оптимизации РКО.
Эти принципы, изло-
женные первым заместителем генерального директора ОАО «ОРКК»
П.Д. Поповым на II Афанасьевских чтениях [1], состоят в следующем:
1) ликвидация дублирования при выпуске космических аппаратов
несколькими предприятиями;
2) ликвидация дублирования при выпуске колоссального объема
комплектующих на каждом уровне кооперации;
3) ликвидация дублирования технологий на предприятиях отрасли;
4) сокращение избыточных мощностей;
5) уменьшение объемов незавершенного производства.
Реализовав указанные условия оптимизации, ОАО «ОРКК» и ГК
«Роскосмос» смогут более эффективно решать первоочередные за-
дачи (рис. 1).
Краткая история развития МС.
Моделирование полетов изде-
лий РКТ началось еще до использования в этих целях компьютеров. С
помощью логарифмических линеек проводились многочисленные
расчеты вариантов траекторий и динамики полетов. Поведение систем
управления описывалось математически. Использование компьютеров
позволило автоматизировать этот процесс. Описание поведения си-
стемы управления стало программой — сначала на языке низкого
уровня (Ассемблер), а затем на языке высокого уровня (Фортран).