Previous Page  8 / 13 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 8 / 13 Next Page
Page Background

Т.Г. Агеева, К.В. Михайловский

8

Инженерный журнал: наука и инновации

# 10·2016

2.

Подбор связующего для обшивки из ГПКМ.

В настоящее время

максимальная температура длительной эксплуатации композицион-

ных материалов с полимерной матрицей составляет для материалов

на основе фенольных связующих 170 ºС, эпоксидных — 180 ºC,

бисмалеимидных — 230 ºС, полиимидных — до 370 ºC [16]. Полу-

ченные температурно-временные зависимости (см. рис. 3) показыва-

ют, что кромка крыла суборбитального МКА ТК нуждается в тепло-

вой защите. Для этого было рассмотрено напыляемое теплозащитное

покрытие (ТЗП), которое не подвержено уносу массы, имеет плот-

ность 500 кг/м

3

, удельную теплоемкость 80 Дж/(кг

K), теплопровод-

ность 0,2 Вт/(м

K) и предназначено для эксплуатации при темпера-

турах до 600 ºС.

Моделирование проводилось при следующих условиях:

толщина ТЗП варьировалась от 1 до 4 мм с шагом 1 мм;

излучательная способность ТЗП не зависит от температуры и

равна 0,8;

температура обшивки крыла из ГПКМ не более 370 ºС, а

температура СЗ не более 170 ºС.

В табл. 3 приведены результаты определения максимальной и

минимальной температур в различных слоях обшивки крыла в зави-

симости от толщины слоя ТЗП.

Судя по результатам моделирования, толщина ТЗП, наносимого

на кромку крыла МКА ТК, должна быть не менее 4 мм (см. табл. 3).

При такой толщине покрытия максимальная температура в верхнем

слое ГПКМ составит не более 171 ºС, а максимальная температура

СЗ — не более 151 ºС.

Таблица 3

Максимальные (числитель) и минимальные (знаменатель) температуры, ºС,

возникающие в слоях обшивки крыла, в зависимости от толщины слоя ТЗП

Толщина

ТЗП, мм

ТЗП

Верхний слой

ГПКМ

СЗ

Нижний слой

ГПКМ

1

464/320

320/227

252/26

29/28

2

464/227

244/169

205/24

27/27

3

464/176

198/167

174/25

27/26

4

464/146

171/144

151/23

27/26

Полученные данные (см. табл. 3) указывают на то, что в качестве

связующих для обшивок из ГПКМ могут быть применены бисмале-

имидные или полиимидные связующие.

3.

Подбор связующего для лонжерона.

При подборе материала

лонжерона крыла МКА ТК использовали полноразмерную 3D-модель

крыла (рис. 5), к поверхности которой были приложены температурные

нагрузки, полученные на этапах 1 и 2 моделирования (см. рис. 3,

а

).