1 / 13 Next Page
Information
Show Menu
1 / 13 Next Page
Page Background

Инженерный журнал: наука и инновации

# 10·2016 1

УДК 629.78:536.24 DOI 10.18698/2308-6033-2016-10-1543

Обоснование выбора материалов

для крыла суборбитального многоразового

космического аппарата туристического класса

© Т.Г. Агеева, К.В. Михайловский

МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия

Представлены результаты численного моделирования теплового режима крыла из

гибридного полимерного композиционного материала для многоразового космиче-

ского аппарата туристического класса, совершающего полет по суборбитальной

траектории. В результате проведенных расчетов, выполненных с использованием

универсальной программной системы ANSYS Workbench 16.0 методом конечно-

элементного анализа, получено распределение температур по поверхности крыла,

соответствующее этапу спуска аппарата в атмосфере. Выявлена необходимость

использования теплозащитного покрытия для кромки крыла и установлен тип

данного покрытия. В результате конечно-элементного моделирования определены

классы полимерных матричных материалов, пригодных для изготовления обшивок

крыла из гибридного композиционного материала и углепластикового лонжерона,

а также подобран материал сотового заполнителя, применяемого в обшивках

крыла, с использованием численных методов моделирования тепловых режимов.

Ключевые слова:

многоразовые космические аппараты, тепловой режим, крыло,

гибридные композиционные материалы, моделирование.

Введение.

В последние годы возникли новые перспективные

направления освоения космического пространства, к одному из которых

относится космический туризм. В настоящее время технически осуще-

ствимы два вида космических туров — орбитальный и суборбитальный.

Для совершения массовых туристических полетов необходим новый

вид техники — многоместные многоразовые космические аппараты ту-

ристического класса (МКА ТК), отличающиеся высоким уровнем без-

опасности и комфортности, а также экономической эффективностью. К

числу известных компаний, работающих над созданием транспортных

средств космического туризма, относятся: Blue Origin (США), Space X

(США), Virgin Galactic (США), «Космо Курс» (Россия), Armadillo Aero-

space (США), XCOR Aerospace (США) и др. [1]. Большинство разраба-

тываемых МКА ТК в силу ряда экономических и технических при-

чин [2] предназначены для полета по суборбитальным траекториям,

нижняя граница которых, как правило, пролегает выше условной гра-

ницы атмосферы, т. е. выше 100 км. Ряд концепций суборбитальных ту-

ров предполагает доставку пассажиров на высоту 110…120 км, пре-

бывание в невесомости в течение нескольких минут и последующий

спуск в атмосфере [3, 4].