Previous Page  23 / 32 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 23 / 32 Next Page
Page Background

Параметры Челябинского и Тунгусского метеороидов…

Инженерный журнал: наука и инновации

# 6·2016 23

неты по сравнению с тем, что было в феврале 2013 г. Тунгусский взрыв

произошел заметно севернее Челябинского — его координаты: 60,89° с.

ш. и 101,90° в. д. [2]. Местное время взрыва 7:14:30, солнечное время

7:02:06. Все эти факторы в совокупности так повлияли на расчетный

угол входа Тунгусского объекта, что при геодезическом азимуте 279°

(9° наклона траектории к параллели на север в точке взрыва) [2] он при

указанных параметрах орбиты оказался 50,5°.

Для Тунгусского взрыва имеются два граничных условия на

ударной волне: перепад давления, равный 30 кПа на расстоянии

20 км от эпицентра взрыва, что является аппроксимацией границы

зоны лесоповала (без учета «крыльев бабочки» — зон, вызванных бал-

листической ударной волной) [2], и стандартная граница массового раз-

бития стекол с уровнем перепада давления 5,0 кПа — около 63,5 км.

Именно на такой дистанции от эпицентра взрыва (63,5…64,0 км) распо-

ложен пос. Ванавара (фактория). Очевидцы сообщали следующее: «По-

том оказалось, что многие стекла в окнах выбиты» [24]. Таким образом,

скорость и угол входа Тунгусского метеороида в атмосферу, которые

были получены из астрономического блока численного метода расчета,

и этих двух условий на ударной волне вполне достаточно для проведе-

ния вычислений, аналогичных выполненным ранее для Челябинского

метеороида.

Подобные крутые траектории входа считаются гораздо проще и

быстрее, чем пологие. При этом для получения наиболее точных дан-

ных, в отличие от ранних расчетов [2], и здесь в полной мере применял-

ся модуль расчета скорости на атмосферном участке траектории. На

крутой и короткой траектории приближенность алгоритма этого модуля

уже почти не оказывает влияния на конечный результат, так как влия-

ние атмосферы на траекторию вплоть до взрыва объекта минимально.

Это видно из того, что его энергия на атмосферном участке траектории

уменьшилась всего на 1,4 % (см. табл. 3).

Интерактивный модуль, описывающий разрушение метеороидов

в атмосфере [6, 7], применим в рамках «плоской» Земли. Это, как

упоминалось выше, вносит дополнительную погрешность в результа-

ты вычислений длинных и пологих траекторий. Таким образом, вы-

численные углы входа Челябинского метеороида отличаются от

реальных, и они могут считаться только справочными характеристи-

ками (оценка угла входа с учетом кривизны поверхности Земли при-

водит для базового варианта ЧМ-7 к значению, равному 15,6º, что

достаточно близко к значению 18,3º из источника [5]). Но данные

расчетов крутой и сравнительно короткой траектории Тунгусского

метеороида являются практически точными, а все их возможные по-

грешности определяются только отклонением его расчетной орбиты

от реальной, которая, конечно, могла и даже должна была несколько