Параметры Челябинского и Тунгусского метеороидов…
Инженерный журнал: наука и инновации
# 6·2016 23
неты по сравнению с тем, что было в феврале 2013 г. Тунгусский взрыв
произошел заметно севернее Челябинского — его координаты: 60,89° с.
ш. и 101,90° в. д. [2]. Местное время взрыва 7:14:30, солнечное время
7:02:06. Все эти факторы в совокупности так повлияли на расчетный
угол входа Тунгусского объекта, что при геодезическом азимуте 279°
(9° наклона траектории к параллели на север в точке взрыва) [2] он при
указанных параметрах орбиты оказался 50,5°.
Для Тунгусского взрыва имеются два граничных условия на
ударной волне: перепад давления, равный 30 кПа на расстоянии
20 км от эпицентра взрыва, что является аппроксимацией границы
зоны лесоповала (без учета «крыльев бабочки» — зон, вызванных бал-
листической ударной волной) [2], и стандартная граница массового раз-
бития стекол с уровнем перепада давления 5,0 кПа — около 63,5 км.
Именно на такой дистанции от эпицентра взрыва (63,5…64,0 км) распо-
ложен пос. Ванавара (фактория). Очевидцы сообщали следующее: «По-
том оказалось, что многие стекла в окнах выбиты» [24]. Таким образом,
скорость и угол входа Тунгусского метеороида в атмосферу, которые
были получены из астрономического блока численного метода расчета,
и этих двух условий на ударной волне вполне достаточно для проведе-
ния вычислений, аналогичных выполненным ранее для Челябинского
метеороида.
Подобные крутые траектории входа считаются гораздо проще и
быстрее, чем пологие. При этом для получения наиболее точных дан-
ных, в отличие от ранних расчетов [2], и здесь в полной мере применял-
ся модуль расчета скорости на атмосферном участке траектории. На
крутой и короткой траектории приближенность алгоритма этого модуля
уже почти не оказывает влияния на конечный результат, так как влия-
ние атмосферы на траекторию вплоть до взрыва объекта минимально.
Это видно из того, что его энергия на атмосферном участке траектории
уменьшилась всего на 1,4 % (см. табл. 3).
Интерактивный модуль, описывающий разрушение метеороидов
в атмосфере [6, 7], применим в рамках «плоской» Земли. Это, как
упоминалось выше, вносит дополнительную погрешность в результа-
ты вычислений длинных и пологих траекторий. Таким образом, вы-
численные углы входа Челябинского метеороида отличаются от
реальных, и они могут считаться только справочными характеристи-
ками (оценка угла входа с учетом кривизны поверхности Земли при-
водит для базового варианта ЧМ-7 к значению, равному 15,6º, что
достаточно близко к значению 18,3º из источника [5]). Но данные
расчетов крутой и сравнительно короткой траектории Тунгусского
метеороида являются практически точными, а все их возможные по-
грешности определяются только отклонением его расчетной орбиты
от реальной, которая, конечно, могла и даже должна была несколько