А.С. Бовтрикова, Г.Г. Мордвинцев
8
Инженерный журнал: наука и инновации
# 4·2016
Рис. 11.
Зависимости от времени осевых сил, действующих на поверхности
летательного аппарата при запуске ДУ при наличии и отсутствии М
∞
:
— 1-й конус (
Н
= 0, М
∞
= 0
);
— 1-й конус (
Н
= 10 км, М
∞
= 1,1
);
— 2-й конус (
Н
= 0, М
∞
= 0
);
— 2-й конус (
Н
= 10 км, М
∞
= 1,1
);
— 3-й конус (
Н
= 0, М
∞
= 0
);
— 3-й конус (
Н
= 10 км, М
∞
= 1,1
)
Наиболее важный с практической точки зрения вывод следует из
сравнения нестационарных нагрузок при наличии внешнего течения
с нагрузками, имеющими место при запуске двигателя неподвижного
летательного аппарата у поверхности Земли. Как видно, нагрузки у
поверхности Земли всегда превышают нестационарную добавку от
включения ДУ, реализующуюся в условиях полета (см. рис. 10, 11).
Заключение.
В работе рассмотрены основные закономерности
физических процессов, сопровождающих запуск ДУ САС. Результаты,
полученные при исследовании влияния режима работы ДУ на макси-
мальные нестационарные нагрузки, могут быть использованы для
оптимизации режима работы ДУ. Показано, что максимальные неста-
ционарные нагрузки при запуске ДУ, действующие на летательный
аппарат в условиях полета, гораздо ниже нестационарных нагрузок,
возникающих при запуске ДУ неподвижного летательного аппарата на
высоте
Н
= 0. Данный результат может служить основанием для разра-
ботки методики наземной отработки САС.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Dettleff G. Plume flow and plume impingement in space technology.
Progress
in Aerospace Sciences
, 1991, no. 28(1), pp. 1–71.