Инженерный журнал: наука и инновации
# 4·2016
1
УДК 004.3+519.6
DOI 10.18698/2308-6033-2016-04-1484
Расчетное исследование газодинамических процессов
при запуске двигательной установки системы
аварийного спасения
© А.С. Бовтрикова, Г.Г. Мордвинцев
АО «Корпорация «МИТ», Москва, 127273, Россия
Представлены результаты численного моделирования нестационарных газодина-
мических процессов, сопровождающих запуск двигательной установки перспек-
тивной системы аварийного спасения. Расчет проведен для нескольких характер-
ных точек траектории выведения с использованием пакета FloEFD. Показано,
что максимальные нестационарные нагрузки реализуются при включении двигате-
ля системы аварийного спасения в начальной точке траектории, соответствую-
щей условиям у поверхности Земли.
Ключевые слова:
двигательная установка; неустановившаяся струя; система ава-
рийного спасения; режим работы двигателя; взаимодействие струй.
Введение.
Расчеты струйных течений представляют собой слож-
ную и актуальную инженерную задачу, имеющую широкий спектр
применения в ракетно-космической промышленности [1]. В послед-
ние годы наблюдается особый интерес к численному моделированию
взаимодействия струйных течений с преградами, при этом внимание
уделяется исследованию структур течения и оценке уровней неста-
ционарных нагрузок. Одним из примеров технического приложения
указанной задачи является работа двигательных установок (ДУ) си-
стемы аварийного спасения (САС) [2, 3].
Система аварийного спасения — это космическая система, пред-
назначенная для отделения возвращаемого аппарата пилотируемого
модуля с экипажем от ракеты-носителя при авариях на старте и на
участке выведения, а также для отделения и увода от ракеты-
носителя элементов САС при штатном полете. В работе рассматрива-
ется перспективная САС типа «Орион» (рис. 1), включающая в себя
две двигательные установки: основной ракетный двигатель (ОРД) и
ракетный двигатель экстренного отделения (РДЭО). Основной ракет-
ный двигатель срабатывает в случае аварийной ситуации на началь-
ном участке полета первой ступени ракеты-носителя, а РДЭО — в
случае аварии после штатного отделения головного отсека с ОРД.
(Пр име ч ани е. Точки 1–3 (см. рис. 1) лежат в плоскости симметрии
сопла РДЭО, точки 1
′
–4
′
— в плоскости симметрии сопла ОРД.)
На практике для решения подобного рода задач используют как
специализированные программы, предназначенные для моделирова-
ния конкретных типов течений при упрощенной форме расчетной