А.С. Бовтрикова, Г.Г. Мордвинцев
4
Инженерный журнал: наука и инновации
# 4·2016
Рис. 4.
Расчетная сетка при моделировании запуска ОРД
На завершающей стадии работ изучались явления, сопровожда-
ющие запуск ДУ САС в условиях реального полета. Модель запуска
ОРД при этом усложнялась: в ней учитывался набегающий поток с
числом Маха М
∞
= 1,1 на высоте 10 км, что соответствует макси-
мальному скоростному напору по всей траектории движения САС в
составе ракеты-носителя. В силу наличия трансзвукового течения
размеры расчетной области были значительно расширены [9]. Задача
была разделена на две подзадачи: моделировалось стационарное об-
текание летательного аппарата набегающим потоком при выключен-
ном двигателе, далее полученные установившиеся поля газодинами-
ческих параметров принимались в качестве начальных условий при
моделировании запуска ДУ [9]. Все параметры режима работы и ра-
бочего газа ДУ соответствовали предыдущей рассмотренной задаче.
Результаты моделирования.
На рис. 5–7 результаты моделиро-
вания запуска РДЭО представлены в виде распределения избыточных
давлений во времени в контрольных точках на поверхности изделия,
указанных на рис. 1. По этим графикам хорошо прослеживаются со-
путствующие запуску ДУ физические процессы: прохождение удар-
ной волны (первый максимум давления) и дальнейшее распростране-
ние поверхности раздела (второй максимум давления), за которой
начинается формирование тела струи.
Как видно из графиков на рис. 5, увеличение давления
р
заг
вылета
заглушки вызывает значительный рост давлений в точках максимумов,
особенно это касается пиков давлений, соответствующих прохождению
поверхности раздела. Градиент давления
p
(см. рис. 6) влияет на зна-
чения давления в точках максимумов в гораздо меньшей степени, чем
давление вылета заглушки (см. рис. 5). При запуске двигателя на больших
высотах происходит смещение максимумов сил и давлений в сторону