Previous Page  4 / 11 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 4 / 11 Next Page
Page Background

А.С. Бовтрикова, Г.Г. Мордвинцев

4

Инженерный журнал: наука и инновации

# 4·2016

Рис. 4.

Расчетная сетка при моделировании запуска ОРД

На завершающей стадии работ изучались явления, сопровожда-

ющие запуск ДУ САС в условиях реального полета. Модель запуска

ОРД при этом усложнялась: в ней учитывался набегающий поток с

числом Маха М

= 1,1 на высоте 10 км, что соответствует макси-

мальному скоростному напору по всей траектории движения САС в

составе ракеты-носителя. В силу наличия трансзвукового течения

размеры расчетной области были значительно расширены [9]. Задача

была разделена на две подзадачи: моделировалось стационарное об-

текание летательного аппарата набегающим потоком при выключен-

ном двигателе, далее полученные установившиеся поля газодинами-

ческих параметров принимались в качестве начальных условий при

моделировании запуска ДУ [9]. Все параметры режима работы и ра-

бочего газа ДУ соответствовали предыдущей рассмотренной задаче.

Результаты моделирования.

На рис. 5–7 результаты моделиро-

вания запуска РДЭО представлены в виде распределения избыточных

давлений во времени в контрольных точках на поверхности изделия,

указанных на рис. 1. По этим графикам хорошо прослеживаются со-

путствующие запуску ДУ физические процессы: прохождение удар-

ной волны (первый максимум давления) и дальнейшее распростране-

ние поверхности раздела (второй максимум давления), за которой

начинается формирование тела струи.

Как видно из графиков на рис. 5, увеличение давления

р

заг

вылета

заглушки вызывает значительный рост давлений в точках максимумов,

особенно это касается пиков давлений, соответствующих прохождению

поверхности раздела. Градиент давления

p

(см. рис. 6) влияет на зна-

чения давления в точках максимумов в гораздо меньшей степени, чем

давление вылета заглушки (см. рис. 5). При запуске двигателя на больших

высотах происходит смещение максимумов сил и давлений в сторону