Улучшение экологических показателей дизеля при работе на природном газе
Инженерный журнал: наука и инновации
# 4·2016 1
УДК 621.436 DOI 10.18698/2308-6033-2016-04-1479
Улучшение экологических показателей дизеля
при работе на природном газе с рециркуляцией
© В.А. Лиханов, О.П. Лопатин
Вятская государственная сельскохозяйственная академия, г. Киров, 610017, Россия
Рассмотрены вопросы применения компримированного природного газа в качестве
альтернативного моторного топлива и снижения токсичности отработавших
газов дизеля. При этом особое внимание уделено проблемам образования и разло-
жения оксидов азота в цилиндре дизеля при работе на природном газе и его влия-
нию на процесс сгорания. Представлены результаты экспериментальных исследо-
ваний по влиянию компримированного природного газа и рециркуляции на эффек-
тивные характеристики, показатели токсичности и дымности отработавших
газов. Подробно исследованы и определены характеристики тепловыделения, по-
лучены значения объемного содержания оксидов азота в цилиндре в зависимости
от изменения угла поворота коленчатого вала.
Ключевые слова:
дизель, компримированный природный газ, рециркуляция, оксиды
азота, токсичность.
Сжигание топливовоздушной смеси в цилиндре дизеля в услови-
ях высоких температур при локальном или общем недостатке окис-
лителя в смеси приводит к значительному загрязнению природной
среды токсичными веществами и сажей. Вред, наносимый экологиче-
ской системе загрязняющими веществами, обусловлен изменением
концентрации компонентов газа в атмосфере и накоплением в ней
частиц и химически активных веществ. Отсюда и возникает острая
необходимость исследования таких альтернативных источников энер-
гии, которые позволят не только надежно снизить весь спектр токсич-
ных компонентов отработавших газов, но и сохранить или улучшить
мощностные и экономические показатели работы дизелей [1–8].
В Вятской государственной сельскохозяйственной академии на
кафедре тепловых двигателей, автомобилей и тракторов проведены
исследования по переводу дизеля 4Ч 11,0/12,5 (Д-240) на работу на
компримированном природном газе с рециркуляцией отработавших
газов.
В целях определения и оптимизации основных параметров рабо-
ты дизеля при работе на компримированном природном газе с рецир-
куляцией отработавших газов проведены его стендовые испытания
по дизельному, газодизельному и газодизельному с рециркуляцией
отработавших газов процессам. Было установлено, что дизель устой-
чиво работает на компримированном природном газе при соотноше-
нии в номинальном режиме, %: газа — 80, запальной порции дизель-