С.В. Соловьев
8
Инженерный журнал: наука и инновации
# 2
2016
Columbia представлены на рис. 2. Здесь четко виден момент выхода за
нормированные значения обобщенного параметра, который характе-
ризует состояние левого крыла орбитального корабля при старте.
Рис. 2.
Визуализация результатов анализа IMS при пуске КА Space
Shuttle Columbia. Информация получена с соответствующих датчиков,
установленных в левом (
сиреневая кривая
) и правом (
синяя кривая
)
крыльях. Стрелка указывает, в какой момент имел место выход за
нормированные значения обобщенного параметра
В дальнейшем IMS применялась при отработке ракеты-носителя
ARES–1, где также продемонстрировала хорошие результаты. После
закрытия программы Constellation (в рамках которой разрабатывалась
ракета-носитель ARES) IMS рекомендовано применять в разработках
ракетных систем НАСА. В настоящее время IMS используют для
решения задач контроля американского сегмента МКС, в части анализа
и прогнозирования состояния гиродинов и системы обеспечения
теплового режима.
Гиродины являются основными исполнительными органами,
обеспечивающими построение и поддержку ориентации МКС. Эти
приборы конструктивно сложны, имеют значительные габаритно-
массовые характеристики и требуют определенного программного
обеспечения для управления. Учитывая место их установки на МКС, в
случае выхода приборов из строя операция по замене весьма трудоемка
и осуществляется при выходе космонавтов в открытый космос.
Операции по замене гиродинов проводились на МКС в 2005 и 2007 гг. и
вызвали серьезные изменения в программе полета, связанные с
незапланированной доставкой приборов на борт станции, выходом в
открытый космос. В результате произошла отсрочка проведения
основных работ и экспериментов.