С.В. Соловьев
10
Инженерный журнал: наука и инновации
# 2
2016
Первое направление позволит автоматически, без участия специа-
листов-разработчиков составных частей КА, построить математическую
модель нормального поведения КА, которую в дальнейшем можно
использовать как эталонную. Применяя эталонную модель КА и
анализируя фактическую ТМИ, можно выявить скрытые закономер-
ности данных, которые позволят задним числом проанализировать
неисправности и определить причины их возникновения. Также можно
установить предшествующие шаги операторов по управлению КА и
понять, когда произошло отклонение, чтобы разработать действия с КА
для исключения подобных ситуаций в дальнейшем.
Работа интеллектуальной системы в режиме реального времени
позволит увеличить скорость реакции на появление аномалий и их
развитие, а также зафиксировать отклонения в базах данных. Сущест-
венным вкладом подобных систем может стать невосприимчивость к
случайным сбоям, пропаданиям ТМИ или зависаниям при первичной
обработке, а также определение неочевидных изменений, которые
могут быть сигналами отказов.
На начальных этапах внедрения интеллектуальных систем в
практику применения при управлении полетом КА имеет смысл исполь-
зовать их как вспомогательные. По мере накопления информации,
актуализации модели и верификации результатов работы системы
возможна автоматизация принятия решений для ряда ситуаций, где
важна оперативность действий.
Анализ развития подобных систем и все возрастающие объемы
ТМИ позволяют утверждать, что технологии интеллектуального
анализа активней будут применяться при управлении полетом КА, а
количество задач, решаемых ими, будет увеличиваться.
ЛИТЕРАТУРА
[1]
Елисеев А.С.
Техника космических полетов
. Москва, Машиностроение,
1983.
[2]
Кравец В.Г.
Автоматизированные системы управления космическими
полетами.
Москва, Машиностроение, 1995.
[3]
Любинский В.Е., Соловьев В.А. Управление полетом МКС: развитие
методов и средств управления орбитальными комплексами.
Полет
, 2005,
№ 6, с. 3–6.
[4]
Соловьев В.А.
Контроль информации и принятие оперативных решений
при управлении полетом пилотируемых космических аппаратов.
Москва,
Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1998.
[5]
Деревянко В.В. Применение Data Mining в космических приложениях.
Исследования наукограда
, 2012, № 1(1), с. 47–51.
[6]
Соловьев В.А., Любинский В.Е., Жук Е.И. Текущее состояние и
перспективы развития системы управления полетами космических
аппаратов.
Пилотируемые полеты в космос
, 2012, № 1 (3), с. 15–26.