С.В. Соловьев
2
Инженерный журнал: наука и инновации
# 2
2016
Практика работы в составе группы анализа службы управления
полетом КА показывает, что после возникновения каких-либо
аномалий, появления нештатной ситуаций и, как следствие, изменения
программы полета КА один из первых задаваемых вопросов звучит так:
«А на какое время нам хватит оставшихся запасов или ресурсов?».
Ответить на него или сложно, или появляются разного рода «если»,
которые приводят к значительному разбросу величин времени
функционирования или оставшихся ресурсов составных частей КА.
Сразу оговоримся, что задачу прогнозирования можно решить в
рамках послесеансного анализа. В процессе управления оператор
работает с текущей телеметрией и имеет инструменты для отслежи-
вания расходных ресурсов КА. Достоверное определение запасов,
ресурсов и прогнозирование их расхода является самостоятельной
задачей, для решения которой и требуются дополнительные
специальные алгоритмы обработки. Применение подобных алгоритмов
в оперативном контуре управления довольно затруднительно и не имеет
особого смысла, поскольку решения по результатам такого анализа не
являются срочными.
Послесеансный анализ телеметрической информации (ТМИ)
представляет собой самостоятельный и перспективный процесс. Основ-
ным направлением его совершенствования является возможность
прогнозирования функционирования КА — довольно востребованная в
случае возникновения различных аномалий или изменений программы
полета задача при длительных сроках активного существования КА.
Основной метод, позволяющий сформировать количественный
прогноз, базируется на длительном отслеживании изменений отдель-
ного параметра функционирования КА или их группы. Период наблю-
дения начинается с момента выхода на орбиту и длится довольно долго.
В ходе анализа целесообразно использовать значения данного
параметра при наземных испытаниях или при испытаниях в процессе
производства КА. Основным ограничением является промежуток вре-
мени, в течение которого параметр не приблизится к значению, после
которого остается необходимый запас времени для принятия и
реализации решения по выходу из нештатной ситуации. При подобном
подходе четкая методика решения задачи прогнозирования может быть
определена только для каждого конкретного КА. Однако необходимо
учитывать:
— программу полета КА в части выполнения полетных операций;
— текущую ориентацию КА;
— текущую баллистическую информацию;
— планируемые действия КА, его ориентацию и баллистические
данные на последующих интервалах полета.