Previous Page  5 / 13 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 5 / 13 Next Page
Page Background

Интеллектуальный метод анализа для автоматизированного прогнозирования…

Инженерный журнал: наука и инновации

# 2

2016 5

Дерево решений

, связанное с большинством других методов

(главным образом, классификацией и прогнозированием), можно

использовать либо в рамках критериев отбора, либо для поддержания

выбора определенных данных в рамках общей структуры. Его начинают

с простого вопроса, имеющего два (иногда больше) ответа. Каждый

ответ приводит к следующему вопросу, помогая классифицировать и

идентифицировать данные или делать прогнозы.

Дерево решений часто используют в сочетании с системами

классификации информации о свойствах и с системами прогнозиро-

вания, где различные варианты основываются на ранее приобретенном

опыте, который помогает построить структуру дерева решений и

получить результат.

Уровень автоматизации перечисленных способов влияет на

конечный результат и эффективность. И хотя задачи прогнозирования,

решаемые с применением подобных методов, требуют весьма длитель-

ных периодов анализа для единичных КА, для однотипных КА с

близкими программами полета анализ их телеметрических данных

вполне осуществим.

Следует отметить, что современные вычислительные технологии

позволяют применять широкий спектр статистических методов анализа.

Тенденции увеличения сроков эксплуатации КА или количества

однотипных КА, по крайней мере, в части конструкции и функциони-

рования бортовых систем, позволяют считать, что статистические

методы будут использоваться при контроле полета в послесеансном

анализе, и тем более при анализе аномалий, отклонений и отказов в

приборах и системах КА. Применительно к случайным событиям на

борту КА, таким как, например, воздействие тяжелозаряженных частиц

на электрорадиоизделия, не приводящим к катастрофическим отказам в

элементах, данный вид анализа является единственно возможным

способом установления причины сбоя.

На практике наиболее известным примером применения интел-

лектуального анализа является случай, произошедший при последнем

полете КА Space Shuttle Columbia. Во время полета 1 февраля 2003 г.

орбитальный корабль Columbia потерпел катастрофу. Комиссия,

расследовавшая причины гибели аппарата и экипажа, установила, что

первопричиной трагедии являлся отрыв куска изоляционной обшивки

от внешнего топливного бака во время старта, который фактически

разрушил термоизоляцию и обшивку на левом крыле. Через 17 дней при

входе КА в плотные слои атмосферы горячие газы, образующиеся при

торможении, также называемые плазмой, проникли внутрь крыла, что

привело к перегреву пневматики колеса шасси, его взрыву, дальней-

шему разрушению конструкции крыла и гибели Space Shuttle Columbia

и экипажа.