Previous Page  2 / 10 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 10 Next Page
Page Background

Е.А. Губарева, Т.Ю. Мозжорина

2

рактеристик в поле допустимых режимов полета не применяется.

Модель двигателя соответствует первому уровню [3]. Характеристи-

ки узлов двигателя представлены в виде математических моделей ну-

левого уровня (обобщенные аппроксимационные зависимости). При

необходимости решения системы алгебраических нелинейных урав-

нений (в модуле расчета характеристик двигателя) используется мо-

дифицированный метод Ньютона. Переходные режимы работы дви-

гателя не моделируются. Термодинамические свойства рабочего тела

определены в соответствии с алгоритмами, изложенными в [3, 4].

Постановка задачи.

Оптимизация программы полета на участ-

ках разгона–набора высоты и снижения-торможения проведена с ис-

пользованием критерия эффективности: минимум массы топлива

т

m

,

израсходованного на этом участке полета, поскольку рассматривает-

ся полет на заданную дальность. Указанный критерий эффективности

является функционалом в задаче вариационного исчисления:

2

1

т

min,

e

е

H

e

Н

m FdH

где

e

H

— энергетическая высота.

Решение вариационной задачи сводится к минимизации в каждой

расчетной точке программы полета на участке основного набора вы-

соты функции Флорова [1, 2] вида

т

,

x

G i

F

n V

где

т

G

— расход топлива одного двигателя, зависящий от высоты,

скорости полета, атмосферных условий, текущего веса самолета и его

аэродинамических качеств;

i

— число двигателей;

x

n

— горизон-

тальная перегрузка,

c

cos (

)

x

P

i X

n

m g

   

(

P

— тяга одного двигате-

ля;

угол атаки;

угол установки двигателя в вертикальной

плоскости относительно хорды крыла;

X

сила аэродинамического

сопротивления;

c

m

масса самолета;

9,81

g

м/c — ускорение сво-

бодного падения);

V

— скорость полета.

Эта функция есть не что иное, как производная соответствующе-

го интегрального критерия оптимизации по энергетической высоте

2

2

,

е

Н V g H

где

H

— высота полета, а именно

т

.

e

F dm dH

Значения энергетической высоты начала и конца исследуемого участ-

ка полета строго фиксированы.