1 / 10 Next Page
Information
Show Menu
1 / 10 Next Page
Page Background

Оптимизация программы полета дозвукового пассажирского самолета…

1

УДК 629.735.33.016 + 621.45.015

Оптимизация программы полета дозвукового

пассажирского самолета на участке снижения

с учетом эксплуатационных ограничений

© Е.А. Губарева, Т.Ю. Мозжорина

МГТУ им. Баумана, Москва, 105005, Россия

Представлена математическая модель полета, основанная на традиционных под-

ходах, используемых для пассажирских дозвуковых самолетов. Оптимизация про-

граммы полета при снижении проведена с учетом эксплуатационных ограничений,

характерных для гражданской авиации. При моделировании полета применена

встроенная модель двухконтурного турбореактивного двигателя, позволяющая

рассчитать характеристики силовой установки

.

Ключевые слова:

моделирование полета, моделирование газотурбинного двигате-

ля, оптимизация программы полета, пассажирские самолеты.

Введение.

Вопросы оптимизации полета пассажирских самоле-

тов не теряют актуальности уже несколько десятилетий. Этой про-

блеме посвящены многие работы отечественных и зарубежных авто-

ров [1–15]. В настоящей работе при моделировании полета

пассажирского дозвукового самолета в вертикальной плоскости ис-

пользованы традиционные подходы [1, 2]. Алгоритм расчета отража-

ет особенности отдельных участков полета: взлет, первичный набор

высоты, основной набор высоты и т. д. Для каждого участка полета

в соответствии с принятой практикой составлена своя система диффе-

ренциальных уравнений движения летательного аппарата (описываю-

щих только движение центра масс без учета уравнений моментов), ха-

рактерная для заданного режима полета. Системы дифференциальных

уравнений решены численным методом предиктора-корректора (метод

Адамса), первые шаги при решении соответствуют методу Рунге —

Кутты четвертого порядка.

В уравнениях движения углами атаки не пренебрегали (хотя это

упрощение широко применяется при моделировании полета граж-

данских самолетов). Данные по аэродинамике (поляры с указанием

углов атаки) взяты из известных таблиц. Промежуточные значения

рассчитаны путем линейной интерполяции.

Для расчета характеристик двигателей использована отдельная

подпрограмма, которая вызывается внутри подпрограммы численно-

го метода для решения системы дифференциальных уравнений.

Иными словами, модель двигателя встроена в программу, моделиру-

ющую полет пассажирского дозвукового самолета. Особенность

настоящей работы в том, что интерполяция заранее рассчитанных ха-