Лысенко Л.Г., Корянов В.В., Топорков А.Г.
14
Так, с помощью одного из первых комплексов имитационного
моделирования РНСС в середине 90-х гг. прошлого столетия удалось
эффективно решить задачу демонстрации возможностей последова-
тельного развертывания и использования спутниковой системы, из-
начально рассматриваемой в качестве региональной для европейской
части Земного шара с последующим дооснащением и доведением ее
до уровня глобальной сетевой системы [5].
В ходе моделирования РНСС оценивались точностные характе-
ристики определения навигационных параметров потребителей, рас-
положенных равномерно по градусной сетке с шагом 10
10
. Шаг
имитации по времени составлял 1 мин на суточном интервале ее
функционирования.
Конечным результатом моделирования явилась оптимизация балли-
стической структуры различных вариантов построения спутниковой
системы, удовлетворяющей заданным ограничениям (PDOP < 5 в тече-
ние 95 % времени суток в любой точке Земного шара при минималь-
ном угле возвышения зоны наблюдения навигационного спутника над
горизонтом, составляющем 15
). Уровень неопределенности параметров
ФКВО при этом не варьировался и принимался соответствующим уров-
ню модели Параметров Земли ПЗ-90.
Близкой по целям и задачам работой, направленной на создание
исследовательско-аналитического комплекса аналогичного назначе-
ния, можно считать цикл исследований, проводимых в Националь-
ном центре космических исследований и технологий Республики
Казахстан с привлечением к ее выполнению Института космической
техники и технологии. Однако, судя по отдельным публикациям [4]
ведущих сотрудников указанных организаций, результаты этих ис-
следований пока еще находятся в зачаточном состоянии.
Из числа аналогов-разработок организаций дальнего зарубежья
заслуживают внимания [1] комплексы имитационного моделирова-
ния Navigation Toolkit и Orbit Determination Toolkit (Analytical
Graphics, Inc.), Free Flyer (A.I. Solutions).
Применяемые в ОАО «ИСС им. акад. М.Ф. Решетнева» схемы про-
цессов имитационного моделирования ориентированы, прежде всего, на
отработку комплекса «модель внешней среды — модель измерительных
средств борта» и на выбор рациональных вариантов построения инфор-
мационно-управляющих систем, а также реализуемых в них алгоритмов
[3, 7, 10]. Математические модели «истинного» орбитального движения
при этом принимаются, как правило, отвечающими уровню неопреде-
ленности параметров, соответствующему стандартам WGS-84 и IERS
на момент проведения моделирования.
Наконец, многочисленные комплексы и стенды полунатурного
моделирования РКС разрабатывались и нашли применение, главным
образом, для отработки различных технологий управления РНСС при
использовании достаточно широкой номенклатуры командно-изме-