Background Image
Previous Page  10 / 26 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 10 / 26 Next Page
Page Background

Лысенко Л.Г., Корянов В.В., Топорков А.Г.

10

уровне 10

–11

при суточной нестабильности стандартов частоты и вре-

мени — не хуже 5

10

–17

с.

В отношении указанной точности прогноза возьмем на себя сме-

лость утверждать, что она не может быть обеспечена в принципе. Что

же касается остального, то здесь все определяется «ценой вопроса».

Даже по самым грубым прикидкам она может оказаться соизмеримой

со стоимостью реализации пилотируемого полета к Луне.

Означает ли это, что оговариваемые, в частности Федеральной

целевой программой «Поддержание, развитие и использование си-

стемы ГЛОНАСС на 2012–2020 годы» (утвержденной постановлени-

ем Правительства РФ 03.03.2012. М.: Роскосмос, 2012), требования

являются в принципе невыполнимыми? Отнюдь нет. Достижение

любых требований всегда предполагает возможность поиска и при-

менения альтернативных решений и средств, способных привести к

заданной цели.

Для лучшего понимания существа данного тезиса ограничимся

предварительно анализом проблем БНО геостационарных (ГС) ИСЗ.

Сколь бы точно не определялись параметры ФКВО, абсолютной точ-

ности их знания добиться невозможно, а следовательно, практически

невозможно и обеспечить выполнение условий абсолютной стацио-

нарности.

Очевидно, что имеющиеся неопределенности знания таких фак-

торов, как нецентральность гравитационного поля Земли (ГПЗ), не-

точность знания силы притяжения Солнца, Луны, Венеры, Юпитера

и других внутренних планет Солнечной системы, совокупного грави-

тационного воздействия 301 наиболее крупного астероида, прямого и

отраженного светового давления, приливных деформаций Земли,

океанских приливов, поправок общей теории относительности и др.,

неизбежно будут приводить к смещению (дрейфу) спутника относи-

тельно земной поверхности.

Несмотря на то что ускорения, испытываемые от, скажем, прямо-

го светового давления (уровня 10

–7

м/с

2

), составляют на первый взгляд

практически неосязаемые величины, через 30 суток вызванные ими

максимальные отклонения от номинальной точки стояния составят

примерно соответственно 2,4 км и 8,5 м.

Отсюда напрашиваются два возможных пути решения проблемы:

либо пойти по пути повышения точности и достоверности знания пара-

метров ФКВО (насколько это возможно) и технической реализации со-

ответствующего прецизионного БНО, либо сознательно (с учетом ре-

ально достижимых возможностей существующих систем) ограничить

допустимую точность БНО до уровня разрешенных отклонений, вызы-

ваемых дрейфом, с поддержанием параметров орбиты наиболее близко

к идеальным стационарным значениям в районе заданной точки стояния

посредством управления движением центра масс ГС ИСЗ, состоящего

в периодическом проведении коррекции его орбиты.