Современные образовательные технологии - средство реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта и качества профессиональной подготовки - page 7

Современные образовательные технологии — средство реализации…
7
ляются и расширяются на каждом новом этапе обучения. Поэтому
образовательный маршрут в целом образует восходящую и расши-
ряющуюся спираль, на каждом витке которой происходит актуализа-
ция базовых и формирование новых предметных и межпредметных
понятий с использованием универсальных способов деятельности и
метапредметных знаний.
К последним, на наш взгляд, относится и рефлексия. Выделим в
структуре самообразования рефлексию как ее составной элемент. Само-
стоятельное целеполагание позволяет на основе
предварительной
ре-
флексии
осознать внутренние познавательные противоречия, а самосто-
ятельная мотивация актуализирует субъектную потребность в их раз-
решении. Совокупность целеполагания и мотивации позволяет сформу-
лировать цель деятельности. Самостоятельный выбор средств и методов
деятельности предполагает наличие достаточного банка знаний и уме-
ний в данной предметной области. Методической базой для формиро-
вания такого банка данных является предшествующая самостоятельная
работа, активная познавательная деятельность обучающегося. Самокон-
троль и
рефлексия результатов
связаны с самооценкой собственной
деятельности, c процессом изменения отношения к деятельности и ре-
зультату и последующим изменением самосознания личности, т. е.
c переходом на более высокую ступень развития. Рефлексия играет
важную роль в самообразовании — она замыкает процесс, являясь од-
новременно ступенью к следующему витку.
Таким образом, самообразование (как универсальная учебная
деятельность), межпредметные и метапредметные знания (на основе
отбора содержания) становятся осью, относительно которой форми-
руется образовательный маршрут по восходящей и расходящейся
спирали. Основная задача педагогов — сделать этот процесс целевым
и управляемым, динамичным и продуктивным.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Аксенова Н.И. Метапредметное содержание образовательных стандартов.
Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф.
(
г. Челябинск, октябрь 2011 г.
)
. Т. I
. Челябинск: Два комсомольца, 2011,
с. 104–107.
[2] Крицкая А.Р. Некоторые концептуальные основы самообразования обуча-
ющихся.
Вопросы философии
, 2013, № 5, с. 70–75.
Статья поступила в редакцию 03.04.2014
Ссылку на эту статью просим оформлять следующим образом:
Крицкая А.Р. Современные образовательные технологии — средство
реализации требований Федерального государственного образовательного
стандарта и качества профессиональной подготовки.
Инженерный журнал:
наука и инновации
, 2014, вып. 8. URL:
/
pedagogika/hidden/1254.html
1,2,3,4,5,6 8,9
Powered by FlippingBook