А.Р. Крицкая
4
умений, т. е. те профессиональные компетенции, которые заданы
стандартом.
Третья группа
—
развивающие проблемно-поисковые техноло-
гии
. В технологиях третьей группы главной целью является способ-
ность не только увидеть проблему, но и предложить способы ее ре-
шения. В состав развивающих проблемно-поисковых технологий
входят следующие виды деятельности: организация эксперименталь-
но-творческих и научных работ, организационно-деятельностные иг-
ры, проектирование и разбор профессиональных ситуационных за-
дач, организация коллективной мыслительной деятельности в малых
и больших группах, проблемные лекции и семинары, исследователь-
ские лабораторные работы и т. д.
В процессе обучения формируются такие качества специалиста,
как интерес к будущей профессии и стремление к профессионально-
му совершенствованию, самостоятельность действий в условиях не-
определенности, ответственность за выполняемую работу и послед-
ствия принятого решения и др.
Четвертая группа
—
личностно-ориентированные техноло-
гии
. Их основная цель — формирование активной личности, способ-
ной к самообразованию, т. е. личности, способной самостоятельно
строить и корректировать собственную образовательную траекто-
рию. Это технологии активного учения. Оно самомотивируемо, в нем
формируется ситуация успеха, оно удовлетворяет личностные по-
требности обучающегося. Особенностью личностно-ориентирован-
ных технологий является перераспределение времени, отводимого на
аудиторную и внеаудиторную работы в пользу последней, а также
перераспределение основных учебных функций. Обучающиеся при-
сваивают себе некоторые функции преподавателя: выбор способов
выполнения задания и частично контроль выполнения задания, его
коррекцию. Роль преподавателя сводится в основном к консультиро-
ванию. Причем большее его участие приходится на начало работы,
когда ставят цели, определяют задачи и ход работы, а также в конце
ее, когда подводят и анализируют итоги и результаты работы. Лич-
ностно-ориентированные технологии позволяют каждому студенту,
обучаясь, двигаться в своем темпе. В результате снимаются стрессы,
никто не становится хуже, каждый достигает поставленной цели и
получает удовлетворение от выполненной работы.
К личностно-ориентированным технологиям относят: проектное
обучение, самообразование, дипломное (курсовое) проектирование
на основе эксперимента и другие, связанные с реализуемой потреб-
ностью студента в самостоятельном изучении литературы, использо-
вании информационно-коммуникационных технологий, в любых
формах самообразования.
В результате такой деятельности формируются стремление и
умение воспринимать новые знания, творческая активность, систем-