Современные образовательные технологии — средство реализации…
3
легами, склонять людей к своей точке зрения, рекламировать себя,
свою компетентность, свои идеи и т. д., т. е. личностными качествами
и способностями человека.
Новые требования к качеству профессионального образования в
большей степени соотносятся с классификацией образовательных
технологий по приоритетным целям. С этой точки зрения выделены
четыре группы технологий обучения.
Первая группа
—
информационно-развивающие технологии
,
имеющие главной целью формирование стройной системы знаний и
дающие значительный запас информации. К таковым относятся тех-
нологии первого поколения — рейтинговая интенсивная технология
модульного обучения, второго поколения — модульно-блочные, тре-
тьего — цельно-блочные и четвертого — интегральные.
Когнитивные
цели
здесь достигаются путем специального структурирования учеб-
ного материала. Его подают более или менее небольшими порциями
таким образом, чтобы была обеспечена логическая завершенность и
целостность учебного материала и одновременно возможность его
полноценного контроля. Эти так называемые модули наполняют заня-
тиями самых разнообразных форм, используя следующие методы обу-
чения: репродуктивный, самостоятельную работу с литературой,
самообучение под наблюдением, лекционно-семинарский, программи-
рованное обучение, использование новых информационных техноло-
гий, лабораторно-практические и другие занятия в самых разных соче-
таниях. Но заканчивать все модули целесообразно группой из трех
занятий: систематизация и обобщение (обобщающее повторение), кон-
троль, коррекция. Такая организация процесса обучения дает возмож-
ность глубоко изучить и прочно запомнить материал, обеспечивая при
этом отсутствие так называемых черных дыр, провалов в знаниях сту-
дентов. Информационно-развивающие технологии позволяют также
развивать и формировать личностные качества будущего специалиста
благодаря разнообразию форм и методов, применяемых в процессе
обучения. Особенно это касается технологий четвертого поколения, а
также уроков коррекции.
Вторая группа
—
деятельностные технологии
. Основная цель
их —
формирование профессиональных умений и умений квалифи-
цированно решать профессиональные задачи
. Технологии второй
группы включают в себя анализ производственных ситуаций, решение
ситуационных производственных задач, моделирование производствен-
ной деятельности и т. д. Как правило, деятельностные технологии при-
меняют в дисциплинах профессионального цикла, в период производ-
ственной практики и подготовки к итоговой государственной аттеста-
ции в форме междисциплинарного комплексного экзамена.
Именно здесь интенсивно формируются такие качества специа-
листа как мобильность, деловая коммуникативность, способность к
анализу своей деятельности, приобретение многофункциональных