Современные образовательные технологии - средство реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта и качества профессиональной подготовки - page 5

Современные образовательные технологии — средство реализации…
5
ное мышление, профессиональная мобильность и конкурентоспособ-
ность, самооценка, общественная коммуникативность и т. д.
В процессе обучения в соответствии с каждой из перечисленных
групп технологий формируются не только знания и умения, но и
личностные качества будущего специалиста, в той или иной степени,
того или иного характера и направления.
Как, когда и какую технологию выбрать? Ответ на этот вопрос за-
висит от множества факторов объективного и субъективного свойства.
Обобщенное решение может выглядеть следующим образом. Условно
все дисциплины учебного плана можно разделить на три группы.
1.
Фундаментальные дисциплины
, являющиеся основой для
дисциплин профессионального цикла. Для них главная цель —
ко-
гнитивная
. Дисциплины этой группы преподаются как самостоя-
тельная наука. Это требует и значительного по объему содержания, и
строгой логики его изложения. Необходимость использования знаний
фундаментальных дисциплин при изучении дисциплин других уров-
ней и групп предъявляет особые требования к устойчивости знаний и
умений. Следовательно, преимущество следует отдать технологиям
первой группы —
информационно-развивающим
.
2.
Прикладные дисциплины
, тесно связанные с дисциплинами
профессионального цикла, они взаимно дополняют и расширяют друг
друга. Дисциплины прикладного характера не преподаются как само-
стоятельная наука в отличие от фундаментальных. В их основу положе-
но изучение объектов, тесно связанных с профессиональной деятельно-
стью (машины, аппараты, устройства), либо процессов профессиональ-
ной деятельности или последовательности этапов профессиональной
деятельности (технологические процессы, технологические планы, ла-
бораторные данные). Следовательно, технологии обучения надо выби-
рать такие, которые обеспечат достижение и когнитивных целей, и та-
ких личностных качеств, как умение анализировать, обобщать, синтези-
ровать, соотносить и применять полученные знания и навыки в профес-
сиональной деятельности, и наоборот, использовать профессиональные
знания и умения в изучаемой дисциплине. Очевидно, здесь требуется
комбинация первых трех групп технологий, однако преимущество сле-
дует все же отдать первой и третьей группам
.
3.
Дисциплины развивающего характера
.
Это дисциплины, при-
званные формировать мировоззрение и мироощущение будущего
специалиста, расширять его кругозор, формировать понимание свое-
го места в обществе, чувство самоуважения и уважения к обществу, а
также другие гражданские и человеческие качества, которые способ-
ствуют формированию общих компетенций, определенных образова-
тельными стандартами. Понятно, что в этом случае могут быть при-
менены любые технологии обучения, но предпочтение следует от-
дать четвертой группе.
Следует отметить, что правильный выбор и реализация совре-
менных технологий обучения существенным образом влияет на каче-
1,2,3,4 6,7,8,9
Powered by FlippingBook