Современные образовательные технологии - средство реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта и качества профессиональной подготовки - page 6

А.Р. Крицкая
6
ство профессиональной подготовки специалиста, критерии которой
заданы требованиями современного общества. Но истинный профес-
сионал — мобильный, конкурентоспособный, умеющий сразу при-
ступить к выполнению служебных обязанностей, способный принять
ответственное решение и сознающий меру ответственности за приня-
тое решение — не может быть сформирован лишь в результате обу-
чения, хоть и правильного.
Для того чтобы в полной мере содействовать формированию общих
и профессиональных компетенций, необходимо также решить проблему
метапредметных (системообразующих по вертикали) и межпредметных
(системообразующих по горизонтали) связей. Сделать это можно через
взаимосвязанный отбор содержания как внутри цикла дисциплин, так и
внутри всего образовательного маршрута, а также через метапредмпет-
ные результаты, которые отражаются в присвоении метапредметных
знаний и овладении универсальными способами деятельности в рамках
отдельных дисциплин, дисциплинарного или профессионального моду-
ля и внеучебной деятельности [1]. Рассматривая самообразование как
самостоятельную развивающе-образовательную деятельность обучаю-
щихся по постановке цели, осознания мотивации, выбору средств и ме-
тодов работы, контролю и рефлексии результатов при некоторой управ-
ляющей функции обучающего [2], ее можно считать универсальным
способом деятельности, применимом в любой предметной области. Та-
ким образом, проблема метапредметности может быть решена путем
системного и целевого формирования готовности обучающихся к само-
образованию на базовом уровне в рамках начальной и средней школы, а
также профессионального самообразования в рамках обучения в вузе и
в будущей профессиональной деятельности.
Проблему межпредметных связей следует решать через содей-
ствие в освоении межпредметных понятий в дисциплинах одного
цикла, модуля (горизонтальная составляющая) или разных циклов,
модулей (вертикальная составляющая).
Межпредметные понятия в рамках одного
и разных циклов дисциплин
Понятие
Предметная область
Этап обучения
Строение тел
Строение атома
Уравнение Шредингера
Окружающий мир
Физика и химия
Физика и химия
Начальная школа
Средняя школа
Вуз
Физические и химические
процессы
Технология производства,
автоматизация производ-
ства, экология
Естественно-научный
цикл
Профессиональный цикл,
базовая или вариативная
часть
Вуз
»
Как видно из таблицы, межпредметные понятия часто становятся
метапредметными, причем в соответствии с содержанием они углуб-
1,2,3,4,5 7,8,9
Powered by FlippingBook