Анализ факторов, влияющих на управление и передачу знаний…
3
многих работах, посвященных репатриации, но эти знания в литературе
зачастую носят только описательный характер. Зарубежная литература
ясно показывает, что сотрудники приобретают за границей обширные
знания, и, вернувшись, они могут быть стратегическим ресурсом для
организации. Хотя существуют некоторые работы по передаче знаний в
многонациональных организациях, в них едва ли есть упоминание о
факторах, влияющих на передачу знаний по возвращении.
Классификация проблем и исследований
по управлению знаниями репатриатов
Литература,
ориентированная на сотрудника
Литература,
ориентированная на компанию
Культурный шок по возвращении
Адаптация по возвращении
Ожидания от руководства
Расширение карьерных возможностей
Управление людьми
Возврат инвестиций
Барьеры для обучения
Основой управления знаниями в компании является процесс
формирования знаний, подразумевающий поиск источников инфор-
мации, получение информации, ее структурирование, обработку,
обобщение и преобразование информации в знания. Успешность это-
го процесса напрямую связана с качеством источников информации.
Существуют различные подходы к их классификации, однако можно
выделить три основных источника.
Первый источник — сама компания. Внутри компании форми-
руются организационные знания — база, охватывающая коллектив-
ные и индивидуальные знания. К организационным знаниям относят-
ся ценностные представления, бизнес-культура, память о прошлом,
способность воспроизведения и сопоставления информации. Есте-
ственно, организационные знания превышают сумму индивидуаль-
ных баз знаний и создают определенную внутрифирменную филосо-
фию, политику и концепцию компании, на которые и ориентируется
персонал в своей работе.
Следующий источник знаний — сотрудники компании. По мне-
нию Питера Друкера, «в книгах, базах данных, программах нет зна-
ний, в них можно найти лишь информацию. Носитель знаний — чело-
век, они человеком поддерживаются, переходят от одного к другому и,
наконец-то, используются человеком правильно или неправильно» [4].
При этом большое значение имеет стремление сотрудников к разви-
тию и самосовершенствованию, а также поддержка этих стремлений
менеджментом компании. Развитие и совершенствование персонала
может осуществляться разными способами: путем организации внут-
ренних семинаров, изучения новых подходов и методологий, практи-
ческой работы над поставленными задачами, использования Интерне-
та, локальных сетей и т. д.