В.А. Дадонов, И.А. Правитель
2
Технологии
— применение новых технологий для развития пере-
дачи знаний внутри компании.
Люди
— организация взаимодействия людей, обладающих знани-
ями для взаимного трансфера знаний.
Как показала историческая практика развития в сфере управле-
ния знаниями, эти три элемента разделять нельзя. Если компания
сконцентрируется, например, отдельно на технологиях и на людях,
но при этом не позаботится о процессах, их соединяющих, то инфор-
мация не будет эффективно применена. Другими словами, необходим
комплексный подход к управлению знаниями.
Одним из важнейших ресурсов любого предприятия являются его
сотрудники. Особый интерес представляют сотрудники, которые были
направлены в зарубежные подразделения с целью усвоения опыта ино-
странных коллег. В процессе участия в международных проектах экс-
патриаты (expatriates) приобретают разнообразные ценные знания,
которые впоследствии составляют конкурентное преимущество для
компаний. Однако на сегодня лишь несколько транснациональных
компаний активно используют полученные таким образом знания по-
сле возвращения работников. Поэтому передача знаний вернувшимися
сотрудниками, репатриатами (repatriates), не происходит.
В российской литературе слова «экспатриаты» и «репатриат» в
таком значении не используются. Они употребляются в иностранной
литературе и практике, а также в иностранных компаниях, осуществ-
ляющих деятельность на территории России и практикующих меж-
дународный обмен опытом и знаниями.
Тема возвращения из продолжительных загранкомандировок (re-
patriation) играла менее важную роль в литературе, чем, например
тема подготовки к отъезду сотрудников или их работа непосред-
ственно в стране. Тем не менее, в зарубежной литературе можно
найти этот термин на протяжении уже более 35 лет. Первые докумен-
ты были написаны Мюрреем [1] в 1973 г. и Говардом [2] в 1974 г. и
описывали ситуации, связанные с культурным шоком после возвра-
щения домой экспатриатов. С тех пор было написано немало работ,
однако эти две первые попытки исследований по-прежнему являются
значимыми. В российской литературе данная тема не получила
должного освещения.
В мировой литературе управление знаниями репатриатов рас-
сматривается с двух позиций. Во-первых, существует литература,
ориентированная на сотрудника, его адаптацию и т. д. Во-вторых,
имеются научные работы, ориентированные на применение компани-
ями [3]. В таблице показана классификация исследований в сфере пе-
редачи знаний вернувшимися сотрудниками.
Сочетание изучения вернувшихся сотрудников (репатриатов) и
управления их знаниями очень мало исследовано до сих пор. Тот факт,
что репатриаты получают знания, находясь за рубежом, можно найти во