Анализ международной производственной кооперации в российской авиастроительной промышленности (на примере ЗАО "Гражданские самолеты Сухого") - page 7

Анализ международной производственно кооперации…
7
Таблица 2
Расчет доли себестоимости, принадлежащей
зарубежным комплектаторам
Период
Доля импорта
в поставках матери-
алов и товаров, %
Приобретенные ком-
плектующие изделия,
полуфабрикаты, %
Доля импорта
в себестоимо-
сти, %
2011 г.
54,65
63,70
34,81
2012 г.
51,11
49,15
25,12
3 мес. 2013 г.
72,23
47,10
34,02
6 мес. 2013 г.
58,00
48,69
28,24
9 мес. 2013 г.
59,00
48,96
28,89
Из расчета ясно, что лишь около 30 % уходит за рубеж, а не 80 %,
как описывается в статьях [2, 5, 6]. Это означает, что даже при мас-
штабном использовании международной производственной коопера-
ции ЗАО «ГСС» выпускает лайнер с большей долей добавленной
стоимости, чем соответствует государственным ожиданиям.
Несмотря на это, задача импортозамещения ставилась с самого
начала и не снята по сей день. Требования к техническим параметрам и
сертификации не изменились, и при благоприятном развитии событий
локализация комплектующих будет набирать обороты. Тенденция к
увеличению замещения узлов и агрегатов отечественными аналогами
отражается в Стратегии развития авиационной промышленности на пе-
риод до 2025 года, разработанной Министерством промышленности и
торговли РФ [9]. В документе говорится о том, что российские произво-
дители авиационного оборудования должны стать основными постав-
щиками готовых систем для воздушных судов российского и зарубеж-
ного производства [10]. Это означает, что государство субсидирует
национализацию производственной кооперации для поддержания рабо-
ты всей авиационно-промышленной отрасли.
Однако отсутствие опыта в международной кооперации повлекло
ошибки. Ставка на сотрудничество со Snecma и выбранный ею режим
взаимодействия с российской стороной не позволяют «вклиниться»
НПО «Сатурн» в процесс создания «не своей» части двигателя и, как
следствие, его глобальной модернизации под выпуск дальнемаги-
стрального самолета на базе SSJ-100. Это подтверждается и в отчетах
компании, где с 2009 г. появилось в приоритете развитие линейки моде-
лей со 130 пассажирскими местами, а с конца 2012 г. эта программа за-
морожена до 2016 г. Возможная причина несогласия модернизации
«сердца» самолета — совместное производство Snecma и General Elec-
tric [11]. Snecma сотрудничает с американцами уже около 40 лет. За-
ключенное ранее соглашение запрещает производить двигатели, конку-
рирующие по параметрам с успешным CFM-56 [12], являющимся лиде-
ром по использованию на самолетах пассажировместимостью более
1,2,3,4,5,6 8,9,10,11
Powered by FlippingBook